Соловьев (1940–1977)
Юрий Владимирович Соловьев – одно из великих имен отечественной балетной сцены. Его называли «Гагариным балета» – за феноменальный, поистине «космический» прыжок и «Есениным балета» – за романтическую внешность, которая так органично вписывалась в образы принцев… И жизнь свою он завершил так же трагично, как Есенин.
Юрий Соловьев – уроженец Ленинграда. Детство его пришлось на суровые военные годы. В девятилетнем возрасте он был принят в Ленинградское хореографическое училище, где наставником его был Борис Васильевич Шавров. Соловьев ярко заявил о себе еще в году учения: на одном из ученических концертов он великолепно исполнил соло Раба из балета «Павильон Армиды» – то самое, в котором некогда блистал Вацлав Фомич Нижинский.
Завершив обучение в 1958 году, восемнадцатилетний танцовщик был принят в Театр им. С.М.Кирова. Поначалу он исполнял небольшие партии классического репертуара: Трубадур в «Раймонде», крестьянское па де де в «Жизели», но очень скоро талант молодого танцовщика был замечен, его начали вводить в спектакли на главные роли. Во время зарубежных гастролей в 1961 году Соловьев поразил западную публику блестящим исполнением партий Дезире в «Спящей красавице», Зигфрида в «Лебедином озере», Альберта в «Жизели», Данилы в «Каменном цветке».
В последующие годы Соловьев с успехом выступал в Театре им. Кирова и в этих партиях, и во многих других: Жан де Бриен в «Раймонде», Солор в «Баядерке», Юноша в «Шопениане», Принц в «Золушке», Ферхад в «Легенде о любви», Фрондосо в «Лауренсии», Арлекин в «Карнавале». Важным событием в его карьере стало выступление в роли Юноши в балете «Ленинградская симфония» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 1961 году. Это не единственная партия первым исполнителем которой стал Соловьев. В числе премьер, осуществленных с его участием – «Страна Чудес» (Ясный Сокол), «Икар» (заглавная роль), «Далекая планета» (Человек), «Испанские миниатюры» (Айтор), «Орестея» (Эгист).
Особое место занимает среди этих спектаклей балет «Сотворение мира», поставленный Наталией Дмитриевной Касаткиной и Владимиром Юдичем Василевым на музыку Андрея Павловича Петрова. Соловьев стал в этом балете первым исполнителем роли Бога, и в этой партии – в особенности в «Гневе Бога» – в полной мере проявлялись достоинства танцовщика, в особенности его великолепный прыжок, казалось, ставивший под сомнение законы земного притяжения. Повторить это чудо не смог ни один артист балета – ни при жизни Соловьева, ни после его смерти.
Достижения артиста были оценены высоко: в 1964 году он удостоился звания Заслуженного артиста РСФСР, в 1967 году – Народного артиста РСФСР, а в 1973 – Народного артиста СССР, став одним из наиболее молодых обладателей этого звания. Но не только в родной стране танцовщик добился признания: на Международном фестивале молодежи и студентов в Вене, состоявшемся в 1959 году, ему была присуждена первая премия, в 1963 году Парижская академия танца удостоила его Премии Нижинского, а в 1965 году на Международном фестивале танца, проходившем в Париже, он стал обладателем премии «Золотая звезда». Имея успех за границей, Соловьев мог бы эмигрировать – но никогда даже не задумывался об этом.
Юрия Соловьева можно было назвать «баловнем судьбы». Он пользовался успехом у публики, его уважали и любили коллеги, в спектаклях он исполнял центральные роли. Он был членом художественного совета театра. Личная жизнь его тоже складывалась удачно – он был счастливо женат на Татьяне Николаевне Легат, балерине, представительнице известной балетной семьи, супруги растили дочь. Тем более неожиданным и страшным представляется финал его жизни, наступивший в 1977 году, когда танцовщику не было еще и тридцати семи лет. По воспоминаниям младшего брата артиста, во время очередного визита к нему Юрий выглядел необыкновенно уставшим – «с ним творилось что-то непонятное», а в скором времени вдруг позвонил и принялся уговаривать поехать вместе с ним на дачу. Брат был занят и отказался, а через два дня Соловьева нашли на даче мертвым – он застрелился из охотничьего ружья… Что послужило причиной трагедии? Однозначного ответа на этот вопрос нет, ведь никакой предсмертной записки Соловьев не оставил, и на этот счет ходили разные слухи – говорили, что на артиста оказывалось давление со стороны КГБ (якобы его принуждали во время гастролей следить за не столь «благонадежными» коллегами), высказывалось даже предположение, что это не было самоубийством… А может быть, всё было гораздо проще: годы шли, уходила молодость, а с нею – идеальная балетная форма – быть может, это было еще неочевидно для публики, но артист чувствовал это, и потому будущее представлялось в мрачном свете… Но всё это лишь догадки и предположения – тайна трагического конца Юрия Соловьева, вероятно, не будет полностью разгадана никогда.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев