(1890-1971)

 

Середина ХХ столетия стала временем расцвета отечественного балета, в особенности – балета Большого театра. Но ведь успех балетного спектакля определяется не только усилиями балетмейстера и танцовщиков, не только достоинствами музыки – многое зависит и от дирижера. Таким дирижером, без которого были немыслимы успехи балета Большого театра, стал Юрий Фёдорович Файер.

Будущий дирижер появился на свет в Киеве, где его отец – еврей по национальности – владел магазином готового платья. При рождении он именовался несколько иначе – Ария Файер. Свой путь в музыкальном искусстве он начинал как скрипач, обучаясь в Киевском музыкальном училище у Казимира Александровича Пятигоровича. Закончив это учебное заведение в 1906 году, он отправился в Москву и поступил в консерваторию, но возникло неожиданное препятствие: будучи евреем, Файер не имел права жить вне черты оседлости вообще и в Москве в частности. Руководство консерватории ходатайствовало за талантливого студента, но власти были непреклонны: еврей обязан покинуть Москву в течение 24 часов! Выполнять распоряжение Файер не спешил, хотя ему приходилось ночевать на вокзале. Положение казалось безвыходным, но на помощь пришел Фёдор Петрович Горев: этот известный драматический актер… усыновил Файера. Так Ария Файер стал Юрием Фёдоровичем Файером – под этим именем он и вошел в историю отечественной музыки.

В консерватории он обучался у Георгия Николаевича Дулова как скрипач, но своим истинным наставником Юрий Фёдорович считал Андрея Фёдоровича Арендса, у которого учился искусству дирижирования. Еще в студенческие годы Файер начал работать в различных оркестрах как скрипач. В 1909-1910 годах он жил в Риге, где в оперном театре трудился в качестве концертмейстера, там же он приобрел первый опыт дирижирования.

В Большой театр Файер был принят в 1916 году – поначалу как скрипач, но по прошествии трех лет стал дирижером. Его работа в новом качестве началась с курьезного случая: оркестранты не приняли всерьез молодого дирижера, и на первой репетиции царил полный хаос – музыканты переговаривались и даже ходили по оркестровой яме, не обращая внимания на руководителя. В отчаянии Юрий Фёдорович воскликнул: «Вы меня не уважаете!» – и покинул зал. Устыдившиеся оркестранты обсудили ситуацию между собой и на следующей репетиции продемонстрировали прямо-таки идеальную дисциплину и игру. Потрясенный дирижер, поработав некоторое время в таких замечательных условиях, воскликнул: «Слушайте, бросьте уже дурака валять!»

Несмотря на столь странное начало, дирижер успешно дебютировал – и первым произведением, которым он продирижировал в Большом театре, стал балет «Коппелия». Вся последующая деятельность Юрия Федоровича была связана именно с балетным жанром – на концертах он выступал крайне редко, и даже в таких случаях дирижировал балетной музыкой. Среди спектаклей, которые шли под управлением Файера, были и классические шедевры XIX столетия, («Эсмеральда» и «Конёк-горбунок» Цезаря Пуни, «Жизель» Адольфа Адана, «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского, «Дон-Кихот» Людвига Минкуса), и новые балеты, создаваемые современниками: «Бахчисарайский фонтан» Бориса Александровича Асафьева, «Светлый ручей» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, «Гаянэ» и «Спартак» Арама Ильича Хачатуряна, балеты Сергея Сергеевича Прокофьева – «Ромео и Джульетта», «Сказ о каменном цветке», «Золушка», «Тарас Бульба» Василия Павловича Соловьёва-Седого, «Медный всадник» Рейнгольда Морицевича Глиэра

Работать с Файером любили и балетмейстеры, и танцовщики. Например, Майя Михайловна Плисецкая утверждала, что он «проникает в самую душу произведения», что его воле легко подчиняются не только оркестранты, но и танцовщики. Композитор Михаил Иванович Чулаки, несколько лет возглавлявший Большой театр, отмечал идеальную слитность музыки и танца в спектаклях, шедших под руководством Файера. В чем же заключался секрет его успеха? Сам Юрий Фёдорович говорил о качестве, необходимом балетному дирижеру, которое он определял как «хореографическую память». Он отмечал, что некоторые дирижеры, вставая за пульт в балетном спектакле, сосредотачивают внимание лишь на музыке, имея лишь самое общее представление о том, что происходит на сцене. Такой подход Юрий Файер считал недопустимым – по его мнению, балетный дирижер должен одинаково досконально знать и оркестровую, и хореографическую партитуру. В этом он видел важное отличие балетного дирижера от оперного: в опере партии певцов включены в партитуру, лежащую перед дирижером на пульте, кроме того, он их слышит. В балете же, чтобы отслеживать «ткань» спектакля во всей ее полноте, необходимо смотреть на сцену. По этой причине Файер был убежденным сторонником дирижирования не по партитуре, а наизусть, и сам он всегда поступал именно так.

Юрий Фёдорович Файер был бессменным балетным дирижером в Большом театре до 1963 года. Свой профессиональный опыт он изложил в книге «О себе, о музыке, о балете», изданной в 1970 году.

Дирижер ушел из жизни в 1971 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.