«Красота и сила гитары в женских руках» – именно под таким девизом в этом году прошел в российской столице праздник гитарной музыки Guitarmagfest. В пятый раз москвичи и гости столицы окунулись в настоящую стихию гитарного искусства

 

Отрадно было услышать на фестивале замечательную немецкую гитаристку, лауреата международных конкурсов Юлию Тринчук. Мы знакомы с ней уже несколько лет с момента крупнейшего Международного гитарного фестиваля и конкурса в Кобленце (Германия). Юлия — необычайно чуткий и искренний музыкант. Её душа и сердце принадлежат гитаре. Немецкая пресса называет Юлию Тринчук «Мадонной с гитарой», отмечая легкость, виртуозность и музыкальную глубину исполнения. Девушка начала обучаться игре на фортепиано и гитаре с четырех лет, а в шесть уже поступила в класс гитары профессора Марио Сикка.

Репертуар Юлии крайне обширен и включает в себя произведения от эпохи Возрождения до современной музыки. Она часто сотрудничает с современными композиторами, которые доверяют ей премьерные исполнения своих произведений. Юлия Тринчук является эксклюзивным артистом гитарного бренда Alhambra и французской фирмы Savarez.

 

— Юлия, в чем на ваш взгляд уникальность формата московского GuitarmagFest? Сталкивались ли вы с подобными проектами в других странах мира?

ЮТ: Я очень рада была стать гостьей этого замечательного фестиваля. В таком формате мне никогда не доводилось участвовать, поэтому было очень интересно. Хотя форма соревнования (своеобразного гитарного баттла) для нас с гитаристками Эдит Пажо и Валерией Галимовой стала таким неожиданным сюрпризом. Мы давно дружим, поддерживаем и любим друг друга.

 

 — В финале концерта вы объединились в составе трио и сыграли Фантазию на тему популярной песни Евгения Крылатова «Прекрасное далеко» из телефильма «Гостья из будущего».

ЮТ: Для нас это стало таким особенным эмоциональным моментом. Наблюдая со сцены за публикой в зале, мы увидели реакцию зрителей – светящиеся фонари телефонов, пение зала произвели поистине магическое впечатление.

Юлия, я знаю, что вы с детских лет активно увлеклись игрой на фортепиано и гитаре. В итоге как же разделилось призвание? Почему победила гитара?

ЮТ: Поскольку моя мама учила меня игре на фортепиано, а папа часто музицировал на гитаре, вскоре я тоже заинтересовалась этим инструментом и мой папа стал моим первым учителем гитары. Так гитара постепенно становилась частью моей жизни. Я активно участвовала в конкурсах, и вот в один прекрасный день мой педагог по фортепиано сказала мне, что пора наконец-то определиться с выбором инструмента. У меня была тогда возможность поступить в один из немецких университетов как юной студентке. Но я посвятила себя классической гитаре – искреннему и интимному музыкальному инструменту. Во время игры на гитаре между исполнителем и инструментом не существует практически никакой дистанции и поэтому во время исполнения она, как никакой другой инструмент, находится близко к сердцу. Играя на гитаре, я транслирую свою душу публике и в этот момент нет никакого посредничества  между тобой и звуком, только ты сама и твой инструмент.

 

 

— Но ведь гитара тоже бывает капризной?

ЮТ: Конечно, ну а как же иначе (смеется). Особенно, когда приходится настраивать ее на сцене.

 

— Расскажите немного о своем инструменте. Кто его мастер?

ЮТ: Сейчас я играю на инструменте испанского мастера Хавьера Менгуаля. Модель гитары Alhambra La Deseada (от испанского «желанная»), названная в честь Дезире, жены Хавьера, разрабатывалась несколько лет. Дезире была верным спутником жизни Хавьера, она его столько лет поддерживала и сопровождала в процессе конструирования гитар. Эту модель Хавьер очень усердно конструировал, в мастерскую приглашались многие гитаристы, мнение которых было важно при доработках. В итоге, получился инструмент из массива кедра и индийского палисандра с накладкой из черного дерева  с идеальной тембровой палитрой и неисчерпаемым арсеналом звука. С этой гитарой я чувствую себя очень комфортно, она соответствует всем моим желаниям и устремлениям. Несмотря на то, что ей еще только месяц, она уже активно разыгрывается. Кстати, в Москве я второй раз на ней сыграла сольный концерт.

 

 — Когда инструмент был уже готов, как вы поняли, что он ваш?

ЮТ: Я сразу почувствовала, что она поет и в ней есть невероятная мощь амплитуды оттенков. Эта гитара – часть моей души, у нее действительно большое будущее.

 — У вас дома большая коллекция гитар?

ЮТ: У меня есть прекрасный инструмент Антонио Марин Монтеро, на котором я долгое время играла, также время от времени возвращаюсь к гитаре double top (с двойной декой) Фернандо Мацца. Большинство гитар, на которых я играю, сконструированы по испанским традициям.

 

— Юлия, как в таком интенсивном гастрольном графике вам удается осваивать новые произведения, и как усваиваете музыку в памяти?

ЮТ: В первые дни разбора новых произведений и их внедрения в мой репертуар мне легко дается музыкальный материал, он быстро запоминается, а вот сохранять его уже надолго в памяти становится не совсем просто. Наверное, необходимо больше жить с этой музыкой.

 

— Каким образом вы структурируете опыт практики исполнительской игры? Как комбинируете разные виды техники?

ЮТ: Особого рецепта у меня нет. Но моя техника очень сильно поменялась, когда я поступила в класс гитары к Хоакину Клерчу в Высшей школе музыки им. Р. Шумана в Дюссельдорфе. Изменилось очень многое в обеих руках, игра действительно стала несколько стабильнее и устойчивее. И этот успешно приобретенный навык сегодня мне очень помогает.

 

— Кто из классических гитаристов и музыкальных наставников еще повлиял на ваш исполнительский стиль?

ЮТ: Здесь я бы хотела просто сказать, что не только целый ряд достойных гитаристов, но и многие музыканты других специальностей оказали большое влияние на моё становление как гитаристки, а также на моё теперешнее понимание музыки.

— Какой из международных гитарных конкурсов произвел на вас неизгладимое впечатление?

ЮТ: С тех пор, как я решила, что гитара – этой мой главный музыкальный инструмент, мне стало неважно участие в конкурсах. И все же, состязание, которое навсегда осталось в моей памяти — это Международный конкурс Андреса Сеговии (Ла-Эррадура, провинция Гранада, Андалусия), где в составе жюри был Лео Брауэр. В сопровождении оркестра я сыграла его Элегический концерт № 3 («Concerto Elegiaco») для гитары с оркестром.

 

— Как вы считаете, конкурсы способствуют развитию и росту творческой личности молодых музыкантов?

ЮТ: Я думаю, что это сильно зависит от внутреннего настроя и цели человека, с которыми он идет на конкурс. Если им движет маниакальная идея выиграть состязание, то это не тот случай, чтобы пробиться и суметь найти себя. Это неправильный выбор! Цель заключается в том, чтобы представить себя, выучиться, поработать над собой и совершенствовать репертуар. Ощущение на конкурсе должно быть таким же, как и на концерте, когда ты играешь программу на 15-20 минут и делишься своими настроениями с аудиторией. С такими мыслями я всегда выходила на сцену.

 

— Приходилось ли вам преодолевать сценическое и творческое волнение?

ЮТ: Конечно. Мне кажется, оно у всех есть. Я испытываю легкое позитивное волнение всегда, но до трясучки, слава Богу, не доходило. Мне кажется, что без волнения вообще скучно находиться на сцене. Тогда бы наша игра воспринималась совсем по-другому. А для публики всегда хочется качественно соответствовать и расходовать себя на 120 %.

 

 — Юлия, а как вы чувствуете зрителя? Стараетесь ли подчинить его себе?

ЮТ: Нет, я такой цели не преследую. Мне кажется, когда человек искренен, то и его исполнение становится таким же. Публика этого не может не заметить, но зритель никогда  не прощает лжи.

 

— А насколько важна для вас предыстория произведений, которые вы исполняете на сцене?

ЮТ: Я стараюсь максимально прочувствовать произведение. Всегда необходимо знать предысторию любого сочинения, которое ты исполняешь, даже если какая-то из композиций не имеет своей программы. Интерес к композитору, его эпохе и традициям не должен угасать. Меня, например, очень интересуют переживания, эмоциональные отклики авторов, которые они воплотили в своей музыке. Просто надо немножко покопаться и углубиться в предысторию и понять, что именно привело того или иного композитора к созданию сочинения, и как оно вообще возникло.

— Всегда ли вы внимательны к транскрипциям или оригиналам, уртексту произведений, которые играете?

ЮТ: Да, мне кажется, это очень важно. Если аранжировка сделана не точно, то она может поменять смысл «высказывания» пьесы. Тогда это уже напоминает какое-то посвящение, а не оригинальный манускрипт. Прежде чем начать разбор таких произведений на гитаре, я внимательно изучаю уртекст, сравниваю все детали и нюансы, а потом допускаю внесение минимальных транскрипционных корректив.

 

— Играя знаменитую скрипичную Чакону И. С. Баха, какие ассоциации у вас возникали в процессе исполнения?

ЮТ: Музыка Баха сопряжена с высоким полетом души, когда ты соприкасаешься с небесными сферами, но это иногда случается и с другой музыкой.

 

 — Какой репертуар вас привлекает больше всего?

ЮТ: Я выбираю такие произведения, которые мне нравится играть больше всего в данный момент. При этом эпоха, время и композитор для меня не играют принципиально большой роли.

 

 — Это вы учитываете при составлении программы?

ЮТ: Да, когда я ее выбираю для себя.

 

 — Свобода выбора остается за вами?

ЮТ: По-разному, все зависит от ситуации. Если есть какие-то особые мечты, я пытаюсь их реализовать. У меня никогда не случалось каких-то непредвиденных обстоятельств, чтобы все шло против моих представлений или желаний. На самом деле, это, наверное, и помогает комбинировать из всех эпох и стилей, когда я могу найти какое-то сочинение, которое явно импонирует моей душе. Это я и стараюсь передать в своей игре. Очень важно популяризировать классическую гитару в академической музыкальной среде. Мне кажется, о ней должны больше знать музыканты других специальностей, считая ее равноправным участником в составе самых разных камерных ансамблей.

— В каких залах вам больше всего нравится выступать?

ЮТ: Я люблю играть в самых разных аудиториях. В больших залах выступления становятся более яркими, ну а в камерных иногда обретаешь какую-то домашнюю интимную атмосферу. Здесь ты чувствуешь свою игру уже такой более интенсивной. Эти впечатления равноценны, и я не могу их разделять.

 

— Ну а часы свободного досуга как распределяете?

ЮТ: Стараюсь как можно больше времени проводить с семьей, пытаюсь находить во всем вдохновение. Еще я обожаю готовить, мне нравятся разные национальные кухни, к тому же я неравнодушна к многонациональным культурам разных стран мира. Путешествия, активный отдых меня всегда закаляют, но я его стараюсь сочетать вместе с гастролями.

 

— С какими чувствами покидаете нашу страну?

ЮТ: Я здесь ощутила так много тепла и искренней поддержки от людей, которых не везде можно встретить. Особенно хотела бы поблагодарить Дмитрия Илларионова за те гитарные проекты, которые он мастерски претворяет в жизнь. Я уверена, что эхо событий GuitarmagFest еще долго будет откликаться в моей душе. Меня покорила дружественная атмосфера, логистика и достойный художественный уровень. Желаю всем участникам и команде фестиваля яркого и светлого будущего, а также всем, кто в России неравнодушен к классической гитаре и пытается ее поддержать – успеха в организации и проведении различных фестивалей и концертов и в развитии новых идей и проектов.

 

Фото предоставлены Юлией Тринчук

Авторы фото — Angelika Gera, Anna Tena, Susanne Diesner, Victor Pooters