(р. 1919)

 

Одним из самых значительных и разносторонних музыкальных деятелей Чили и Латинской Америки в целом стал в ХХ столетии Хуан Антонио Оррего Салас. Он проявил себя как музыковед, как педагог, много сделал для развития музыкального образования в родной стране и для пропаганды латиноамериканской музыки в мире, но в первую очередь Оррего Салас – это самобытный композитор.

Родина Хуана Антонио Оррего Саласа – Сантьяго, чилийская столица. Еще в молодые годы он заявил о себе как о разносторонне одаренной личности: его в равной степени увлекали два вида искусства – архитектура и музыка, он параллельно получал образование в двух учебных заведениях – на архитектурном факультете Католического университета Чили и в Чилийской консерватории. Искусство фортепианной игры ему преподавал Альберто Спикин, наставником в области композиции был Доминго Санта-Крус Вильсон, а гармонии он обучался у Педро Умберто Альенде. Став дипломированным специалистом в обеих областях, он работал как архитектор и в то же время преподавал историю музыки в Чилийском государственном университете, а в Католическом университете он основал хор, с которым гастролировал по стране. Его архитектурная карьера развивалась вполне успешно, но все-таки пристрастие к музыке оказалось сильнее, и он отказался от деятельности архитектора. Получение двух грантов – из фондов Рокфеллера и Гуггенхайма – позволило обучаться за границей, и в 1944 г. Оррего Салас отправился в США, чтобы продолжить музыкальное образование.

В Америке он в течение года проходил стажировку в Тангвулде под руководством Аарона Копленда, затем учился в Колумбийском университете у Джорджа Херцога и Генри Ланга, а также в Вирджинии у Рендалла Томпсона. Возвратившись на родину в 1947 г., Оррего Салас снова занялся преподаванием, но не ограничивался этой деятельностью. По прошествии двух лет он стал редактором «Чилийского музыкального журнала» – одного из самых влиятельных музыкальных изданий в Латинской Америке, а с газетой «Меркурио» он сотрудничал в качестве музыкального критика.

В 1953 г. Чилийский университет удостоил Оррего Саласа профессорского звания, тогда же композитор возглавил Институт распространения музыки, при его участии в чилийской столице был создан ряд исполнительских коллективов – Национальный балет, симфонический и камерный оркестры. Тогда же Оррего Салас основал и возглавил Департамент музыки Католического университета.

Столь активная общественная и административная деятельность не препятствовала композиторскому творчеству. К началу 1960-х гг. Оррего Салас был автором большого количества музыкальных произведений, отличительной чертой которых стало господство тональной гармонии и мелодического начала (по словам Оррего Саласа, он «стремился вернуть мелодии то положение, которое она всегда занимала в музыке, но утратила на столько лет»).

Мелодический стиль Оррего Саласа возник на пересечении интонаций европейской музыкальной классики и музыки Чили, которая в свою очередь проистекает из испанской традиции. Характерные черты музыки Испании – причем архаичные, восходящие к эпохе Золотого века – очевидны в таких его сочинениях, как симфоническая сюита «Сцены из придворной и пастушеской жизни», Фортепианные сюиты № 1 и № 2, «Праздничная увертюра». В вокальной музыке композитор нередко обращался к творчеству испанских поэтов XVI–XVII вв.: «Кастильские песни», «Романсильо». Характерно для его музыки использование приемов контрапункта, восходящих к эпохе барокко – это проявилось, например, в балетах «Молодость», «Уличный гимнаст» и «На пороге сна», в Симфониях № 2 и № 3.

В 1961 г. Оррего Салас эмигрировал в США, где возглавил Латиноамериканский музыкальный центр при университете Индианы. С этого времени музыкальный язык композитора претерпел ряд изменений – в нем появилось большое количество диссонансов, композитор начал применять элементы сериальной техники, кластеры. В Сонате для фортепиано, «Серенаде» для флейты и виолончели он применяет необычные способы звукоизвлечения (например, игру на струнах рояля). Приемы, восходящие к эпохе барокко – мелизмы, фигурации – по-прежнему играют важную роль в его музыкальном языке (таковы, например, Три мадригала для хора a cappella, «Глоссы» для скрипки и гитары.

К американскому периоду относится ряд ораторий и кантат: оратория «Сотворение мира», кантата «Америка» на стихи Пабло Неруды. Весьма интересно построена месса «На время раздора»: образ мира, раздираемого конфликтами, отражен в противопоставлении хора, исполняющего канонический латинский текст, и солиста, поющего по-испански (его партия написана на стихи Висенте Уидобро, чилийского поэта). В кантате «Песнь Боливару» композитор отказался от симфонического оркестра – вокальные партии сопровождаются традиционными инструментами народов Анд.

Самой точной характеристикой творческого облика Хуана Антонио Оррего Саласа можно считать высказывание критика Эрнеста Тоха: «Я встретился с человеком, осмелившимся выражать свои идеи в индивидуальной манере, естественной и откровенной».

 

 

Копирование запрещено.