(1982–1949)

 

Конец XIX – начало ХХ столетия в Испании были отмечены мощным подъемом национальной культуры, вошедшим в историю как Ренасимьенто. Одним из представителей этого движения, непосредственным продолжателем традиций, заложенных Мануэлем де Фальей, был Хоакин Турина – испанский композитор, дирижер, пианист и музыкальный критик.

Родина Хоакина Турины – Севилья. Отец его – итальянец по происхождению – был художником. В семье ценили искусство вообще и музыку в частности, и такая атмосфера благоприятствовала проявлению таланта. В детстве Хоакин получал большое удовольствие от школьных уроков музыки, увлекался игрой на аккордеоне. Родители хотели, чтобы он в будущем избрал своей профессией медицину, однако страсть сына к искусству была столь велика, что им пришлось с этим смириться и позволить Хоакину обучаться музыке. Под руководством Энрике Родригеса он учился фортепианной игре, а у церковного регента Эваристо Гарсиа Торреса брал уроки композиции. Турине было пятнадцать лет, когда он дебютировал в качестве пианиста. В ближайшие годы он проявил себя и в качестве композитора. Окрыленный успехом своих первых произведений, он создал оперу «Суламифь» и отправился в Мадрид в надежде добиться ее постановки. Но у начинающего композитора из провинции не было шансов в столице – «Суламифь» не была поставлена.

В Мадриде Турина поступил в Королевскую консерваторию. В годы учения основным средоточием его композиторских интересов стала музыка камерная, а также оркестровая. Ради заработка он также создавал сарсуэлы, впрочем, особого успеха на этом поприще Турина не достиг. Наставником его в консерватории стал Хосе Траго – тот самый, у которого прежде учился Мануэль де Фалья. С этим композитором, а также с Исааком Альбенисом и другими композиторами-соотечественниками Турина познакомился и подружился позднее, когда в 1905 году после окончания Мадридской консерватории отправился во французскую столицу, чтобы совершенствовать свое искусство в Парижской консерватории. Там он провел девять лет. Круг его общения составляли не только соотечественники, но и французские музыканты и композиторы – Морис Равель, Венсан д’Энди (у последнего Турина учился композиции в Schola cantorum).

В произведениях, написанных в те годы – например, в Фортепианном квинтете – ярко выражено влияние французских наставников, которое заглушает национальную природу. Однако очень скоро молодому композитору удалось совместить традиции академической музыки, усвоенные в Париже, с испанскими интонационными истоками. В этом ему помогли советы Исаака Альбениса. В Струнном квартете, созданном в 1911 году, а также в фортепианном сочинении «Андалузские сцены» испанская природа музыки Турины уже очевидна.

Говоря о воплощении испанского музыкального фольклора в музыке Турины, следует заметить, что речь идет не об Испании вообще, а о конкретной ее части – Андалусии, где находится его родной город – Севилья. Ее образы, интонации ее фольклора воплощал Турина в своих произведениях. Это относится и к его первому крупному симфоническому сочинению – поэме «Шествие, посвященное окроплению святой водой», которую он написал в 1913 году, вскоре после завершения учебы в Париже. В том же году поэма с успехом была исполнена в Мадриде (дирижировал Энрике Арбос), а в скором времени и в Париже. Это яркая картина праздничной процессии – такие шествия композитор не раз видел на родине.

В Испанию Турина возвратился в 1914 году, уже успев приобрести известность в качестве композитора. В последующие годы он выступал в качестве дирижера и продолжал создавать музыку, сочетавшую национальное начало с академическими канонами. В 1920 году была написана симфоническая поэма «Фантастические танцы», а в 1923 году – наиболее значительное из симфонических произведений Турины, «Севильская симфония». В ней очень красочно воспроизведены образы родины композитора – сам город, река, картина праздника, в которой зажигательно звучит ритм сегидильи.

Испанские интонации звучат и в фортепианных сочинениях Турины. В основном это небольшие пьесы, часто объединенные в циклы. Такова, например, фортепианная сюита «Севилья». В открывающей ее пьесе «Под сенью апельсиновых садов» звучит имитация гитарного наигрыша. Во второй пьесе – «Кортеж проходит по улице» – фанфарные интонации сменяются лирической мелодией. В яркой, праздничной третьей пьесе – «Танец у собора» – объединяются интонации двух предыдущих. К какой бы теме ни обращался композитор, его музыка всегда сохраняет яркую образность. Такова его сюита «Цирк», а также сюита «Радио Мадрид» – она примечательна еще и как первое музыкальное произведение, посвященное радио.

Наряду с симфонической и фортепианной музыкой Хоакин Турина создавал камерные сочинения – квартеты, трио. Одним из самых известных его творений стала пьеса для гитары «Фандангильо», которую автор посвятил Андресу Сеговии.

Тяжелые времена наступили для композитора после установления республики. Он подвергался преследованиям, но когда закончилась гражданская война, жизнь его снова наладилась. Турина был избран в Академию изящных искусств Сан-Фернандо, награжден Большим крестом Альфонсо Х Мудрого.

Композитор ушел из жизни в 1949 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.