Московский камерный оркестр Musica Viva и маэстро Александр Рудин открыли цикл концертов «Вселенная Бетховена» (к 255-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена)

Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина
Задуманное Александром Рудиным виртуальное музыкальное путешествие по волнам музыки Бетховена и его современников сам по себе проект беспрецедентный и открывающий перед слушателями неисчерпаемую фантазию воображения. В программу абонементного цикла концертов Московской филармонии нынешнего сезона наряду с музыкой Бетховена включены произведения Яна Вацлава Воржишека, Фердинанда Риса, Йозефа Вёльфля, Антона Эберля и Антонио Сальери.
Как развивался композиторский гений Бетховена и классифицировался его почерк письма, насколько воздействовало его творчество на современников – все это в полной мере можно услышать и проследить на концертах камерного оркестра Musica Viva вместе с его художественным руководителем Александром Рудиным и приглашенными солистами – пианистами Дмитрием Маслеевым, Юрием Фавориным, Сергеем Каспровым, а также скрипачом Даниилом Коганом. Аутентичное звучание эпохи добавят исторические инструменты, в частности, хаммерклавир, представляющий собой копию фортепиано Конрада Графа 1819 года, изготовленную в знаменитой мастерской Paul McNulty.

Дирижирует Александр Рудин
Итак, в первом концерте из наследия Бетховена Александр Рудин выбрал его раннюю Первую симфонию, в которой автор является преемником и продолжателем традиций Моцарта и Гайдна. У последнего Бетховен брал уроки, хотя, по собственному признанию, большему научился, изучая его партитуры. Учился Бетховен и у Антонио Сальери (для которого главным жанром оставалась опера). Тот оставил сравнительно немного оркестровых произведений: одну симфонию, несколько концертов и «26 вариаций на тему испанской фолии». В этой серии вариаций — одной из последних партитур — Сальери вновь обращается к анонимной теме, многократно обработанной музыкантами эпохи Возрождения и барокко (вспомнить хотя бы знаменитую версию Арканджелло Корелли в его Сонатах для скрипки, op. 5).
Вариации Сальери раскрывают богатейшие возможности оркестра, чьи инструментальные группы поочерёдно выдвигаются на первый план (что, возможно, отражает привязанность композитора к жанру концерта). Эти короткие зарисовки являются своеобразными «характерными пьесами», противопоставляющими величавость и озорство, стремительные порывы и пасторальную спокойность.
В нашей стране эта музыка, изобилующая изящными и пленительными находками, скорее всего, никогда раньше не звучала. Оркестр Musica Viva исполнил сочинение с подлинным вдохновением, утонченностью и обаянием (концертмейстер оркестра – Елена Корженевич, скрипка).

Сергей Каспров (хаммерклавир), Даниил Коган (скрипка) и Александр Рудин (виолончель) играют в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva
Первое отделение завершилось фантастическим исполнением Большого концертного рондо Яна Вацлава Воржишека (ученика Гуммеля, который был учеником Сальери). Он был младшим современником Бетховена и практикующим юристом. Поселившись в Вене, Воржишек познакомился с Бетховеном, учился у Гуммеля, что значительно улучшило его игру на фортепиано, однако ему так и не удалось добиться признания. Всю свою жизнь Воржишек особенно почитал музыку Бетховена, который, однажды услышав его фортепианные рапсодии, удостоил их высокой оценки. Яна Вацлава даже называли «чешским Бетховеном». Единственную симфонию Воржишек сочинил в 1821 году, в чем-то ее музыкальный язык перекликается с первыми двумя симфониями Бетховена. Романтический стиль письма Воржишек исповедовал на протяжении всего своего творческого пути. Его элегантное Большое концертное рондо для клавира, скрипки и виолончели с оркестром поражает виртуозной техникой, светлым звучанием и ослепительной филигранностью пассажей, что, несомненно, роднит это произведение с Тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано Бетховена. Феноменальная игра на хаммерлавире Сергея Каспрова в ансамбле с Даниилом Коганом и Александром Рудиным, который еще и дирижировал оркестром, впечатлила своей многогранностью и масштабом мысли. Как продолжение романтической идеи прозвучало в их исполнении, но уже без оркестра, Andante con moto tranquillo из Фортепианного трио № 1 Феликса Мендельсона.
Когда Бетховен сочинял свою Первую симфонию, он был еще молод и находился на пике мастерства как пианист и композитор. В этой музыке Бетховен уже на подсознательном уровне стремится к интеграции драматических и психологических элементов. Во многих качествах здесь угадывается будущий зрелый композитор: он как бы присутствует под поверхностью – в тонких штрихах, в едва уловимых деталях, даже несмотря на то, что в целом произведение еще созвучно стилистике Моцарта и Гайдна. Александр Рудин продирижировал эту вещь с убедительной, жизнерадостной энергией. Особенно затронула глубина и разнообразие красок в исполнении.
Фото предоставлены пресс-службой Московского камерного оркестра Musica Viva
Автор снимков — Ирина Шымчак

Пока нет комментариев