(р. 1924)
Виолетта Васильевна Прохорова, она же – Вайолетт Элвин… Балерина, которая в разные периоды творческой жизни украшала своим искусством и отечественную балетную сцену, и британскую.
Будущая балерина появилась на свет в Москве. Балетному искусству она обучалась в Московском хореографическом училище, где ее наставницей была Мария Александровна Кожухова. Балетная карьера Виолетты Прохоровой началась после окончания училища – в 1941 году. При выпуске по просьбе Кожуховой Галина Уланова помогла Прохоровой подготовить третье действие «Лебединого озера». Работа под руководством Галины Сергеевны много значила для молодой балерины. Особенно ее подкупала предельная деликатность Улановой: она не столько критиковала, сколько давала советы. Удачное выступление способствовало тому, что Прохорова была принята в Большой театр.
Вскоре началась Великая Отечественная война. Вместе с отцом Прохорова отправилась в эвакуацию в Ташкент. Ее страшила перспектива провести ближайшие годы без балета, но расставаться со сценой не пришлось: карьера молодой артистки продолжилась в Государственном узбекском театре оперы и балета, где в то время выступали многие артисты, эвакуированные из Ленинграда. Здесь Прохорова впервые исполнила полностью партию Одетты в «Лебедином озере», а несколько позже была вызвана телеграммой в Куйбышев, где труппа Большого театра находилась в эвакуации. В Москву театр возвратился еще до завершения войны. До 1945 года балерина выступала в Большом театре, в следующем сезоне – в Театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Тогда же в ее жизни произошел крутой поворот: супругом артистки стал Гарольд Элвин – сотрудник английского посольства в СССР. В 1946 году ему пришло время возвратиться на родину, и Виолетта Прохорова, получив соответствующее разрешение властей, уехала вместе с ним в Великобританию.
Жалела ли балерина о том, что рассталась с Большим театром? Тогда – в молодые годы – многое решалось спонтанно, под влиянием чувств, и сожаление пришло позднее… Но так или иначе, следующий этап ее карьеры был связан с Англией. Бросать сцену она не собиралась. Устроиться в какую-либо труппу удалось не сразу, и она посещала частные уроки – в Англии существует такая практика для артистов, не занятых в труппах балета, чтобы они не утрачивали форму. На одном из таких занятий присутствовала Нинет де Валуа. Обратив внимание на русскую балерину, она пригласила Прохорову в «Ковент-Гарден», в постановку «Спящей красавицы». На роль принцессы Авроры уже была приглашена Марго Фонтейн, и Виолетта Васильевне досталась партия Синей птицы. Так она впервые выступила в «Ковент-Гарден».
Фамилия Прохорова оказалась для англичан труднопроизносимой, пришлось задумываться о псевдониме. У балерины была мысль оставить в качестве такового отчество – Васильевна, но она всё же остановилась на фамилии мужа – Элвин, хотя впоследствии и жалела о том, что не сохранила русскую фамилию, которая связывала ее с родиной, с отцом.
В «Ковент-Гарден» балерину уважали, отмечая высокий уровень русской школы. Ценила ее и Марго Фонтейн, а критики называли русскую артистку единственной соперницей этой знаменитой балерины. Однажды ей пришлось заменить Марго Фонтейн и выступить вместо нее с Леонидом Мясиным. Виолетта была очень взволнована выступлением с такой знаменитостью, и он подбодрил ее, шепнув перед выходом: «За Москву!»
В «Ковент-Гарден» Прохорова-Элвин выступала в «Лебедином озере», «Жизели» и других классических балетах. Танцевала она и в современных спектаклях – например, «Шах и мат». По странному совпадению, последним балетом, который она танцевала в «Ковент-Гарден», была «Спящая красавица» – то же самое произведение, с которого начиналась ее карьера в этом театре.
Со сценой Прохорова-Элвин рассталась в 1956 году – даже раньше, чем это делали обычно ее российские коллеги. Во многом такой выбор был связан с личной жизнью: балерина вторично вышла замуж (на сей раз – за итальянца) и решила, что быть одновременно и преданной супругой, и артисткой балета она не сможет. Да и в целом Виолетта Васильевна убеждена, что балерина должна вовремя покидать сцену. Такие артистки, как Галина Уланова, которая поражала публику красотой танца в сорок семь лет – это уникальные случаи. Сама же она, как ни жаль было расставаться со сценой, ушла, не дожидаясь, когда в ее жизни наступит то, что она называет временем «декаданса» – увядания телесной красоты.
Виолетта Прохорова-Элвин не утратила связи с родной страной. Во время визита в Россию, состоявшегося в год восьмидесятилетнего юбилея артистки, она посещала спектакли в Большом театре, в Мариинском, причем смотрела их не столько как «специалист старой закалки», который пришел покритиковать, а как восхищенный зритель. Спектакли произвели на нее очень хорошее впечатление, в особенности мастерство Светланы Захаровой.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев