Народную музыкальную драму «Борис Годунов» Мусоргского в новой грандиозной постановке болгарского режиссёра и оперного певца Орлина Анастасова и художника Дениса Иванова представили на Новой сцене Мариинского театра

«Борис Годунов». Фото Михаила Вильчука (2026) © Мариинский театр
Премьерные показы спектакля состоялись в начале февраля и вызвали неподдельный интерес у петербургских зрителей. И это, бесспорно, одна из самых громких и потрясающих премьер за последнее время!
Опера Мусоргского впервые прозвучала 27 января 1874 года в Мариинском театре, но ее сценическая судьба сложилась непросто. Первую версию, предложенную композитором в 1869 году, не приняли к исполнению. Мусоргский не отчаялся, но все-таки приступил к созданию новой редакции. Затем появились варианты оперы, осуществленные Н. А. Римским-Корсаковым и П. Ламмом. В Мариинском театре «прижилась» версия «Бориса» в оркестровке Дмитрия Шостаковича. Постановки 1997, 2002 и 2012 годов оставили свой неизгладимый след в летописи событий Мариинского театра.
Новое сценическое решение «Бориса Годунова» маэстро Валерий Гергиев доверил своему другу и коллеге Орлину Анастасову – это редкий случай услышать шедевр Мусоргского в авторской редакции 1869 года, то есть в своём первозданном виде. Именно эта версия наиболее точно передает психологически острый и характерный композиторский язык Мусоргского.
По словам Валерия Гергиева,
«Модест Петрович Мусоргский, ушедший из жизни 145 лет назад, не знал тогда и не надеялся, что все истинные поклонники его гения, начиная с Федора Шаляпина до Ильдара Абдразакова, а по всему миру — сотни миллионов поклонников жанра оперы, лучшие театры мира будут ждать возвращений всех версий его великого творения — “Бориса Годунова”. К каждому новому поколению — как к нашему с вами, так и ко всем будущим».
Сегодня эта музыкальная драма считается вершиной центрального периода творчества великого русского композитора и с триумфом идет на мировых оперных сценах.
«Мы работаем с первой версией, а это значит, без польского акта и сцены “Под Кромами”. И все же спектакль многолюдный: помимо солистов, в нем участвуют огромный хор, пятьдесят детей и столько же артистов миманса. Чтобы дать зрителям ощущение причастности к происходящим событиям, мы несколько раз перемещаемся в партер. При этом в центре внимания всегда остается фигура царя»,
— подчеркнул режиссер Орлин Анастасов.
Сценическая история спектакля впечатляет! Шесть огромных павильонов, весом в среднем по 6–8 тонн каждый, дополняют декорации, молниеносно сменяемые по принципу кинематографических эффектов. В сцене коронации царя Бориса сверху на сцену спускается гигантский иконостас весом 13 тонн. А по партеру шествуют участники спектакля с иконами и хоругвями в руках.

«Борис Годунов». Фото Михаила Вильчука (2026) © Мариинский театр
Нынешний «Борис» исторически достоверен, однако архитектура и костюмы здесь не являются точными копиями своих прототипов, они переосмыслены авторами и открывают зрителям простор для воображения.
Фигура Бориса Годунова – государственного политического деятеля, любящего и страдающего отца полна противоречий. Он бесконечно терзаем муками совести, душевный разлад не может его примирить с окружающими.
У Орлина Анастасова это уже вторая премьера в Мариинском театре. Прошлым летом он дебютировал на прославленной петербургской сцене с постановкой ранней оперы Джузеппе Верди «Эрнани».

«Борис Годунов». Фото Михаила Вильчука (2026) © Мариинский театр
Сам Анастасов неоднократно исполнял партию Бориса Годунова в разных редакциях, в том числе в постановках Андрея Тарковского и Андрона Кончаловского. Желание поставить оригинальную версию русского гения на Мариинской сцене, спустя 152 года с момента премьеры, присутствовало у болгарского певца уже давно.
«Роль Годунова — это «Эверест», предел мечтаний для любого баса. Мне особенно интересна первая версия — та, которая была отвергнута из-за отсутствия любовной линии и вследствие некоторых других особенностей. Как болгарин, я принадлежу к славянскому народу, родственному русским, и надеюсь, что понимаю русскую душу. Без этого интерпретировать «Бориса» было бы сложно. Я хотел раскрыть все стороны глубокой, измученной души Бориса и дать зрителям ключи к её пониманию. Кто здесь прав, кто виноват — пусть судит публика»,
— отметил Орлин Анастасов.
Хронологию исторического периода царствования Бориса Годунова отражают специальные видеопроекции. Опера идёт два с половиной часа без антракта.

«Борис Годунов». Фото Михаила Вильчука (2026) © Мариинский театр
В первых двух спектаклях роль царя Бориса исполнил Ильдар Абдразаков. Он дебютировал в роли Годунова на сцене Парижской национальной оперы в 2018 году в спектакле Иво ван Хове. Спустя четыре года, артист снова блистал в этой роли, но уже в миланском Ла Скала в новой постановке Каспера Хольтена. Петербуржцам довелось услышать его грозного правителя в концертной версии шедевра Мусоргского летом 2020 года на сцене Мариинского театра. С тех пор певец регулярно обращается к этому образу, в том числе в историческом спектакле Федора Федоровского на сцене Большого театра в Москве. Актерские штрихи и приемы Ильдара Абдразакова убедительны, обширны, щедры, но в то же время тонки и психологичны.
Ильдар Абдразаков:
«Всегда большая честь выйти и петь царя Бориса – постигнуть эту могучую и бескрайнюю роль непросто. Мне предлагали Бориса спеть много раз, но я прекрасно понимал, что пока ещё не был готов… И по образу, и по голосу. Одного голоса здесь мало, ты должен прочувствовать сам персонаж, его боль и страдания. Я к этому пришел через короля Филиппа в “Доне Карлосе“ Верди. Когда я спел Филиппа несколько раз, то понял, что это прямая дорога к Борису: оба цари, везде идет борьба с самим собой, противостояние с народом… А еще и любовь в “Доне Карлосе“. В общем, сходство велико. Костюмы у Орлина в мариинской постановке продуманы досконально, особенно их цветовая гамма – у Шуйского один цвет, у бояр другой. Для меня самое главное в моем герое – это трагедия совести. Она еще не раскрыта, и это внутреннее такое угнетение. Борис так и рассказывает: я им и жилье, и деньги, и золото, и одежду. А они его проклинали. Но зависело это, в принципе, не от него. Погода еще была такая: три года холодов, ничего не росло, не было еды, был голод страшный. И когда ты поешь Бориса, ты понимаешь, насколько ему было нелегко, как он мучительно жил в постоянном заговоре».
- «Борис Годунов». Фото Михаила Вильчука (2026) © Мариинский театр
- «Борис Годунов». Фото Наташи Разиной (2026) © Мариинский театр
Царствование Бориса Годунова пришлось на малый ледниковый период в России. Это лихое время привело к неурожаям и голодным народным бунтам.
На черном суперзанавесе ещё до начала самого спектакля зрители видят хоровод падающих снежных хлопьев под гомон звенящей февральской вьюги. Эта видеопроекция предвосхищает события оперы и одновременно становится метафорой спектакля. В сгущающихся сумерках брезжут очертания Новодевичьего монастыря, вокруг которого бродит голодный народ.
Режиссер не акцентирует внимание на внешней интриге, в центре внимания загадочная фигура Бориса, его больная душа и предрассудки. Во главе угла не только убиенный царевич Димитрий, но и умопомрачение правителя Руси: в сцене коронации окаянного Годунова уже окружают кровавые младенцы, являющиеся предвестниками галлюцинаций несчастного царя.
Не менее метафоричны костюмы. У бояр они расписаны золотом, обыкновенный же народ ходит в серых и белых одеждах.
«Для народа в «Борисе Годунове», я думаю, очень важно, чтобы мы не наблюдали Таньку, Ваньку, Петьку, а чтобы видели огромную, бесконечную русскую душу, слитую в единое целое»,
– отметил художник по декорациям и костюмам Денис Иванов.
Интриган и зачинщик бояр князь Василий Шуйский (Евгений Акимов, Александр Мангутов) ведёт надменную и хитроумную игру, монах-летописец Пимен (Михаил Петренко, Юрий Воробьев) на ярусе высокой кельи Чудова монастыря заканчивает свой усердный и безымянный труд и внимает молодому послушнику Григорию Отрепьеву (Кирилл Белов интонационно превзошел своего коллегу Гамида Абдулова). В царских палатах Кремля тужит красавица-царевна Ксения (Екатерина Савинкова особенно запомнилась своим безупречным мягким тембром голоса), напротив нее усердствует царевич Феодор (Лука Петренко, Прохор Куликов и Руслан Азодов), он погружен в географические размышления, показывает Годунову карту — «чертеж земли Московской». Призрак Димитрия в белой рубашке с пятнами крови маниакально преследует Царя. Борис не находит себе покоя даже с домашними чадами.

«Борис Годунов». Фото Наташи Разиной (2026) © Мариинский театр
Сцена в корчме на литовской границе и вовсе поражает комичной и почти лубочной стилизацией на манер русских сказок. Появившаяся печь среди заснеженного леса с корчмой, похожей на избушку на курьих ножках, вызывает ассоциации с Емелей и Бабой Ягой. Беглые монахи Варлаам и Мисаил, утекшие из монастыря, находят утешение в вине и трапезе. Особенно запомнились своей яркой характерной игрой Михаил Колелишвили и Савва Хастаев. Разудалая Шинкарка (Анна Кикнадзе и Елена Витман) и сама не прочь выпить и побалагурить. Она помогает Григорию Отрепьеву бежать во время изучения царского приказа приставами и читающего по слогам борца за правду отважного Варлаама.
Фигура Юродивого в спектакле Орлина Анастасова приобретает особый символический оттенок. Воцерковленного блаженного героя мастерски сыграли Андрей Попов и Андрей Зорин. Не боявшийся правды и сказавший её прямо в лицо царю Юродивый на его глазах уводит ребёнка из толпы глумливых детей, который предстаёт кровавым младенцем. Безмолвие и падающий снег завершают эту сцену на площади у Василия Блаженного.

«Борис Годунов». Фото Михаила Вильчука (2026) © Мариинский театр
Оркестр Мариинского театра под управлением импульсивного Валерия Гергиева поразил пестрой палитрой оттенков и нюансов, монолитным звучанием и драматизмом. Маэстро настолько пронзительно вжился в партитуру Мусоргского, что координировал связь с певцами и хором на интуитивном уровне подсознания.
Но особенно поразили актёрские работы Ильдара Абдразакова и Евгения Никитина в образе Бориса Годунова. У каждого из них свое личное отношение к неоднозначной фигуре правителя. Борис Годунов Евгения Никитина искренен и субъективен, он предельно обнажает трагическую линию судьбы своего героя. Голос певца звучал убедительно и очень откровенно.
Ильдар Абдразаков – безусловный суперстар и олицетворение души русского царя. Его могучей силе духа, величественной стати, красоте и амплитуде голоса можно было лишь позавидовать! В каждом спектакле Ильдар превосходил самого себя. Его постижение роли, поиски новых идей и настроений были очевидны.
Валерий Гергиев не исключает в будущем нескольких версий «Бориса Годунова», когда и в не без того пестрой афише Мариинского появятся еще четыре версии этой оперы Мусоргского, включая – две авторские (короткую и расширенную).



Пока нет комментариев