Месяц Верди в Мариинском театре завершили знаковые репертуарные спектакли  – оперы «Дон Карлос» и «Отелло»

 

Прославленная петербургская труппа во главе с маэстро Валерием Гергиевым уже не раз обращалась к этим операм итальянского гения. Предыдущие постановки миланской версии «Дона Карлоса» 1976, 1992 и 1999 годов на сцене Кировского – Мариинского театра осуществили режиссеры Иосиф Туманов, Тимур Чхеидзе и Юрий Александров.

Последняя постановка 2012 года объединила итальянскую команду в составе — режиссера и художника Джорджо Барберио Корсетти, художников по костюмам – Кристиана Тараборрелли и Анджелы Бушеми, видеопроекторов и дизайнеров – Луки Аттилии и Фабио Иакуоне.

«Дон Карлос» Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр

Испания XVI столетия. Окончена многолетняя война с Францией. Король Испании Филипп II пытается сохранить мир династическим браком. Он женится на французской принцессе Елизавете Валуа, изначально предназначенной в невесты его сыну дону Карлосу.

В четырёхактной версии 1883 года оперы господствуют мрачные тона. Тьма невольно преследует самих героев. Обуреваемые жаждой страсти, любви и ненависти, они не осознают действий своих поступков. Слепой Великий инквизитор является воплощением тьмы. Таков и мятежный король Испании Филипп II, правитель, находящий способ выхода из духовного разлада с реальностью. В этой партии выступают лучшие басы Мариинской сцены: Ильдар Абдразаков и Евгений Никитин.

В этот раз петербуржцам и гостям города довелось услышать великого итальянского баса Ферруччо Фурланетто. Его Король мудр и расчетлив, поразила безупречная драматическая трактовка роли, как певец органично подошёл к её сценическому воплощению.

«Дон Карлос» Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр

Среди других участников спектакля хотелось бы отметить блистательную игру Ирины Чуриловой (Королева Елизавета Валуа) и Романа Бурденко (Родриго, маркиз ди Поза).

К большому сожалению, Принцесса Эболи в исполнении Майрам Соколовой стала большим разочарованием. Неудачный дебют в этой ответственной роли не оправдал надежд и ожиданий. Голос певицы звучал слабо и неуверенно, а в финальной арии и вовсе потерялся на фоне экспрессивного аккомпанемента оркестра. Образ Великого Инквизитора  на сцене воплотил Михаил Петренко, ну а в роли Дона Карлоса выступил приглашённый тенор, солист Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Нажмиддин Мавлянов .

Оркестр и хор Мариинского театра под импульсивным руководством Валерия Гергиева поразили глубиной и одухотворенностью звучания.

 

Для Мариинского, как и для большинства музыкальных театров мира, «Отелло» Джузеппе Верди всегда оставался репертуарным спектаклем, предъявляющим самые высокие требования и лучшие вокальные возможности труппы. С момента исторической премьеры в Мариинском, которая состоялась 136 лет назад, на этой сцене было осуществлено семь постановок. Всякий раз в титульной партии выходили выдающиеся исполнители, корифеи русской оперной сцены: Николай Фигнер (премьера 1887 года), Иван Ершов (постановка 1929 года), Николай Печковский (1938), Алексей Стеблянко (1991), Владимир Галузин (постановки 1996 и 2007 годов), Александр Антоненко (2013). В 1992 году в партии Отелло зрители впервые увидели Пласидо Доминго в спектакле Мариинского театра.

«Отелло». Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

В юбилейный для театра год Валерий Гергиев взял курс на возобновление спектаклей, которые стали заметными удачами 1990-х годов. Новую редакцию «Отелло» (постановка 1996 года) осуществил Михаил Смирнов.

Ключевым символом сценографии в мрачном пространстве разрушенного храма стал поверженный византийский крест, вокруг которого и происходят события драмы. Оркестр под управлением Валерия Гергиева поразил ярким и контрастным звучанием, выступая чутким партнером по отношению к певцам: Ованнесу Айвазяну (Отелло), приглашённой солистке Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибле Герзмава (Дездемона),  Ариунбаатару Ганбаатару (Яго), Дарье Рябоконь (Эмилия), Роману Широких (Кассио). Все артисты достигли вершин мастерства в работе над своими ролями. Убедительная актерская и вокальная игра, стремление к правде и искренности воплощения образов еще больше придали величия их персонажам.

«Отелло». Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Отелло Ованнеса Айвазяна — умный и справедливый правитель завоевал любовь и уважение, его любовь к Дездемоне искренна и безгранична. Дездемона Хиблы Герзмава запомнилась благородством и милосердием, с каким добром и отзывчивостью она относилась к людям. Ее лучезарное сопрано раскрыло путь к истинному стилю исполнения, расцвечивая живыми  красками тона музыкального полотна Верди. Ещё одной доминантой постановки стал монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар. Его Яго – монстр, искуситель. Знаменосец подобострастен и хитер, для него нет ничего святого, он разрушает любые преграды и ни перед кем не останавливается в совершении гнусных злодеяний. Тончайший спектр оттенков и чувств передал сочный матовый тембр Ганбаатара. Партия венецианского полководца принадлежит к числу заметных работ певца.

 

 

Фото со спектаклей «Дон Карлос» и «Отелло» предоставлены пресс-службой Мариинского театра