(1671–1751)

 

Томазо Джованни Альбинони… Его музыка была известна и любима при жизни создателя, забыта после его смерти и заново открыта столетия спустя. Такова судьба творческого наследия многих композиторов эпохи барокко, но ситуация с Альбинони поистине парадоксальна: сегодня имя этого итальянского композитора хорошо известно широкой публике, даже далеким от музыки людям, благодаря произведению, которого он… не создавал.

Жизнь и творчество Томазо Альбинони таят немало загадок. Известно, что он появился на свет в Венеции в состоятельном семействе – отец его был богатым купцом, венецианским патрицием. Когда и как он осознал свое призвание, кто наставлял его в музыкальном искусстве – остается тайной (некоторые исследователи предполагают, что он обучался у венецианского композитора и органиста Джованни Легренци, но утверждать это со всей определенностью нельзя). Известно, что довольно долго – вплоть до сорокалетнего возраста – композитор, подписывая свои сочинения, именовал себя «венецианским дилетантом» («dilettanta venete»). О чем это говорит – о скромности Альбинони или о том, что премудрости музыкального искусства он постигал самостоятельно, не имея наставников? Об этом остается только догадываться.

Сочинение Альбинони, помеченное как Op. 1, было написано в 1694 году. Это были Двенадцать трио-сонат, которые автор посвятил Пьетро Оттобони. Этот кардинал – выходец из Венеции, приходившийся папе римскому Александру VIII внучатым племянником – был известен в Риме как большой ценитель музыкального искусства. Он охотно покровительствовал композиторам – например, Арканджело Корелли. Альбинони, будучи наследником богатого семейства, вряд ли нуждался в покровительстве, но на службу всё же поступил – в 1700 году он стал придворным скрипачом Карла Фердинанда Гонзага, герцога Мантуи. Этому правителю композитор посвятил свой второй опус, содержащий шесть симфоний и столько же концертов. Следующий инструментальный сборник, созданный в 1701 году и принесший композитору немалую известность, был посвящен другому правителю – Фердинанду III, герцогу Тосканскому.

В творчестве Альбинони важное место занимал оперный жанр. Свою первую оперу – «Ценобия» – он создал тогда же, когда был написан первый инструментальный опус, в 1694 году. В последующие годы появились «Тигран», «Радамисто», «Родриго», «Гризельда», «Покинутая Дидона» и другие – всего пять десятков опер, которые с успехом ставились в Венеции, Генуе, Мантуе и других городах Италии. Увы, сегодня можно только догадываться, какими они были – большая часть творческого наследия Альбинони утрачена безвозвратно, но влияние оперы ощущается в инструментальной музыке Альбинони: в энергичном ритме его Allegro звучат героические интонации, характерные для оперы-seria, медленные части концертов перекликаются с оперными ариями lamento, а мажорные финалы напоминают завершение оперного действа. И даже традиционное для барочных концертов чередование tutti и solo напоминает сопоставление инструментального ритурнеля и вокального раздела.

Имя Альбинони было известно и за пределами Италии. В 1722 года по приглашению Максимилиана II, курфюрста Баварии, композитор руководил оперой в Мюнхене. Сколько лет он провел в Германии, доподлинно неизвестно. Некоторую путаницу внесло французское издание скрипичных сонат Альбинони, осуществленное в 1742 году и представленное как посмертное. Однако установлено, что на тот момент композитор был еще жив и находился в Венеции. Там он и скончался в 1751 году.

Судьба творческого наследия Альбинони оказалась весьма драматичной. Множество его творений – в основном опер, а также инструментальной музыки, написанной после 1722 года – находились в Дрездене и были утрачены во время бомбардировок этого города войсками союзников. Но сохранились его более ранние инструментальные произведения – концерты, сонаты.

А что же со знаменитым Адажио Альбинони, которое так любят наши современники? Впервые оно было явлено миру в 1958 году, и опубликовал его итальянский музыковед Ремо Джадзотто. По его словам, произведение было обнаружено в начале 1940-х годов в Дрезденской библиотеке. Как известно, библиотека эта погибла в огне Второй мировой войны, так что музыкантам оставалась только верить на слово – да и как можно было не поверить такому уважаемому музыковеду! Но сомнения всё-таки были: слишком уж отличался стиль пьесы от музыки эпохи барокко. Джадзотто впоследствии уточнил: он обнаружил в Дрездене не произведение целиком, а лишь сохранившийся фрагмент продолжительностью в четыре такта – скрипичную партию и генерал-бас, но где находятся теперь эти ноты, он не уточнял. Точку поставили в 1998 году немецкие музыковеды Вульф Дитер Лугерт и Фолькер Шютц: им удалось установить, что в Дрезденской библиотеке никогда не было подобного фрагмента. Таким образом, произведение, известное как Адажио Альбинони – определенно мистификация, оно принадлежит перу Джадзотто и не имеет отношения к композитору эпохи барокко. Но сохранились настоящие творения Томазо Альбинони, и сегодня мы можем оценить его искусство по достоинству!

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.