(р. 1959)
Французского хореографа Тьерри Маландена называют «балетным сказочником», и дело не только в создании балетов на сказочные сюжеты – ведь балетмейстер таковыми не ограничивается. Сохраняя приверженность классическим традициям, он создает на сцене ту сказочную атмосферу, которой публика неизменно ожидает от балета даже в эпоху торжества авангарда.
Тьерри Маланден родился в городе Ле-Пети-Кевейи, расположенном в Нормандии. Отец его – Ги Маланден – был инженером-строителем по образованию, но сделал политическую карьеру в рядах Социалистической партии. Балетное искусство увлекло его еще в детские годы, когда еще не мог даже выговорить слово «magnifique» (великолепно), у него получалось «magificue». Много лет спустя хореограф использовал это детское словечко в качестве заглавия балета, в котором воплотил воспоминания о детских балетных впечатлениях. Среди этих впечатлений важное место занимали балеты Петра Ильича Чайковского, в особенности «Лебединое озеро», которое Маланден впервые посмотрел в десятилетнем возрасте.
Наставниками Тьерри Маландена были Рене Бон, Моник Де Лилли, Жильбер Майер, Даниэль Франк, Раймонд Франкетти. Его карьера танцовщика начиналась в балетной труппе Реннской оперы. Впрочем, в те годы он еще и обучался живописи, задумывался о профессии художника-сценографа, но любовь к искусству танца всё-таки оказалась сильнее. Уже тогда Маланден начал пробовать свои силы в качестве хореографа – он ставил номера для членов труппы, участвовавших в различных балетных конкурсах, и нередко те, с кем он работал, занимали призовые места. Позднее он работал в балетной труппе Парижской оперы, затем – в Руанне.
Маландену было двадцать шесть лет, когда он принял решение завершить карьеру танцовщика и полностью посвятить себя балетмейстерской деятельности. В 1986 году он создал собственную труппу – Malandain Ballet Biarritz. В какой обстановке предстояло ему творить? Во Франции тогда на пике популярности находился современный танец, но творческие устремления хореографа были совершенно иными – он сохранял приверженность танцу классическому. Но тот уникальный стиль, который создал Маланден, нельзя назвать «застывшим прошлым» – не случайно сам балетмейстер возражает, когда его творения однозначно причисляют к неоклассике. Речь идет о классическом танце в современном прочтении.
Опосредованно немалое влияние на стиль Маландена оказал русский балет – в частности, «Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева. Хореограф был увлечен их историей и даже создал несколько спектаклей по мотивам балетов труппы Дягилева – но опять же это было не буквальное воспроизведение, а творческая интерпретация наследия прошлого. Например, в честь юбилея Сержа Лифаря он поставил в Парижской опере балет «Полет Икара» на музыку Альфреда Гарриевича Шнитке. Впрочем, Маланден отмечает преемственность русского балета и французского – ведь у истоков русского балета стояли хореографы-французы. Национальные различия в искусстве танца Маланден признает и считает их особенно важными в условиях глобализации – это то, что помогает сохранить национальное своеобразие, и с этой точки зрения он рад тому, что стиль его труппы воспринимается в мире как «французский».
У Тьерри Маландена – своя «философия» балета. Хореограф признается, что в первую очередь он ценит в танце человечность, воспринимая его как средство общения между людьми. Балеты Маландена очень эмоциональны, но главная цель танца, по его мнению, в том, чтобы «передать зрителю образ идеального мира, к которому нужно стремиться». Такой образ мира представляет сказка – и сказочных балетов у Маландена немало – например, «Золушка» на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева. Эта сказка, знакомая всем с детства, сохраняет очертания сюжета, но трактуется он оригинально – например, в балете нет сцены потери туфельки, но декорации составлены из изображений туфелек.
Сказочные мотивы присутствуют и в балете «Magificue», представляющем собой своеобразную фантазию на тему балетов Чайковского. В нем два главных действующих лица, представляющих два этапа жизненного пути самого Маландена: ребенок, которым он был, когда полюбил балет, и взрослый, каким он стал. По признанию хореографа, это произведение – «признание в любви» к балетам Чайковского.
Не стоит думать, что сказка – единственная образная сфера творчества Маландена. Например, сюжет балета «Мария-Антуанетта» совершенно реалистичен – это трагическая история французской королевы. Музыкальной основой спектакля стали симфонии Йозефа Гайдна, ведь музыку этого композитора Мария-Антуанетта очень любила.
Некоторые явления современности вызывают серьезное беспокойство у Тьерри Маландена – например, он отмечает, что молодое поколение сегодня в большинстве своем с трудом воспринимают балет. Ведь танец – это искусство, требующее интеллектуальных усилий, воспринимать фильмы намного проще. Маланден убежден, что сегодня нужно бороться за каждого зрителя, и он считает своей победой, если хотя бы один молодой человек полюбит балетное искусство.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев