В России немало старинных музыкальных инструментов, но немногие из нас видели их вблизи. Разумеется, не считая музыкантов, которые нередко играют на скрипках или виолончелях из легендарной Госколлекции, и пылких поклонников. Редкий шанс приобщиться к секретам миниатюрных особей отряда струнных широкому зрителю дала выставка «Миф Страдивари» в Музее музыки.

Изящные и хрупкие скрипки подвешены в витринах на тонкой леске, позволяя себя рассмотреть со всех сторон. С помощью итальянских коллег Центральный музей музыкальной культуры собрал вместе произведения самых знаменитых скрипичных мастеров Италии. Не только профессиональному музыканту ласкают слух эти фамилии: Амати, Гварнери, Страдивари. Последний прочно держится в первой десятке прославленных на весь мир уроженцев Апеннинского полуострова.

Директор Музея скрипки, президент фонда «Друзья Страдивари» Паоло Бодини

Выставка признана событием года для Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки и Музея скрипки (Италия). 15 шедевров – столько старинных струнных сразу еще никогда не показывали ни в России, ни во всей Восточной Европе и Азии, отметил директор Музея скрипки, президент фонда «Друзья Страдивари» Паоло Бодини.

Генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки Михаил Брызгалов

По словам директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры Михаила Брызгалова, в июне прошлого года в составе Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ в музей были переданы «несомненные сокровища». Из их числа несколько струнных на выставке, где возраст экспонатов достигает 500 лет. Готовить проект было нелегко: многие инструменты по сей день «работают», ездят на гастроли, звучат в руках музыкантов в России и во всем мире. Музейщики ломали голову, как подгадать даты, когда раритетные инструменты свободны.

Главный хранитель Музея Скрипки, куратор выставки «Миф Страдивари» с итальянской стороны Фаусто Каччиатори.

Собранные воедино экспонаты двух музеев – это работы Андреа и Николо Амати, Джузеппе Гварнери дель Джезу, Антонио Страдивари, Санто Серафино, других итальянцев. А параллельно – вехи давней традиции скрипичного дела в древней Кремоне. Там и сегодня создают музыкальные инструменты: на 72 тысячи жителей города приходится свыше 150 мастерских по изготовлению струнных.

Небольшая Кремона уникальна: в ней, единственной на карте мира, уже в течение пяти веков из поколения в поколение передаются традиции создания скрипок. Именно здесь в XV–XVI вв. Андреа Амати «построил» свою первую скрипку, а спустя 150 лет Антонио Страдивари довел его метод до совершенства. В 2012 году кремонская традиция изготовления скрипок была включена в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Раздел «Мастерская скрипичного мастера»

Избранный главным героем проекта Страдивари слыл легендой еще при жизни. Вышедшие из его рук скрипки считаются эталонными, сотни людей пытаются разгадать его секреты. В разделе «Мастерская скрипичного мастера» приоткрыли завесу тайны. Оказывается, путь к созданию шедевра лежит через сложнейшие процессы: многогранные таланты необходимо сочетать с эрудицией, не теряя преданности своей профессии.

Страдивари, проживший очень долго, до 93-х лет, был уважаемым гражданином Кремоны. Но в городе были и жители, которые боялись его, считая колдуном. Кроме скрипок, он изготовлял гитары, альты, виолончели, даже арфы – по некоторым оценкам, общим числом минимум 1100 инструментов. До наших дней дошло около 650 его работ. Самые выдающиеся произведения созданы в период расцвета мастера (1698–1725), который принято называть «золотым». Но был пик и у этого этапа – «супер-Страдивари». Однако свои секреты кудесник не передал никому, даже сыновьям.

Маэстро был с почетом похоронен в 1737 году в базилике Сан Доменико. Теперь в центре Кремоны высится музей Страдивари. Сменяются эпохи, а цена его творений по-прежнему очень высока – теперь счет идет на миллионы евро.

Межмузейный проект объединил поистине бесценные инструменты XVI–XIX веков. Вот пример, как при малом числе экспонатов выставка может стать выдающимся событием: здесь десять шедевров из Госколлекции музыкальных инструментов и пять – специально привезенных из Музея скрипки в Кремоне. У каждого, помимо физических параметров и качества исполнения, своя история; совокупность всех факторов, от имени мастера и вплоть до перечня тех, кто на этом инструменте играл, делают его уникальным. Например, самая старая на выставке скрипка создана в 1566 году по заказу короля Франции Карла IX. Об августейшем владельце сообщают «лилейные» гербы рода Валуа, расположенные на нижней деке инструмента из Кремоны – работы легендарного Андреа Амати. Основатель знаменитой династии скрипичных мастеров был дедом Николо Амати, учителя Страдивари.

Параллельно с историей создания скрипок выставка показывает этапы производства, объясняет принципы проектирования и сборки инструментов. В Россию впервые привезены хранящиеся в Кремоне чертежи скрипичных мастеров, их рукописи. Раритетные автографы из мастерских Страдивари и Энрико Черути соседствуют со старинными столярными инструментами, тоже прибывшими из Италии.

Хитроумно закрепленные в витринах инструменты словно готовы вырваться из стеклянных оков и отправиться в полет. Вполне логично: на своем долгом веку многие вдоль и поперек исколесили Европу, пересекали океан, избежав гибели в пожарах, войнах и революциях. Скрипки и альты неоднократно продавали, дарили, а в пореволюционной России конфисковали у прежних владельцев – и теперь они входят в Госколлекцию музыкальных инструментов. Но раритеты не почили на «кладбище культуры», а продолжили жить в руках исполнителей.

Очень ценная скрипка кремонской школы из собрания Музея Глинки, в нем – старейшая, создана в 1628 году Антонио и Джироламо Амати, сыновьями Андреа Амати. Работы этих мастеров всегда изысканны и элегантны, завитки на головках их скрипок и очертания эфов – образец совершенства. Имена владельцев мастерской четким почерком нанесены на этикет – аналог авторского клейма внутри корпуса инструмента. Извините за невольный каламбур, но в залах стоит внимательно рассмотреть не только экспонаты, но и этикетки, прочитать пояснения с подробным рассказом о каждом «персонаже» – его судьбе и индивидуальном характере.

Братья Амати — Скрипка 1628 г, Кремона. Хранится в Москве

Московский Амати 1628 года считают уникальным по сохранности образцом классического скрипичного мастерства. Под стать благородному облику и тембр скрипки: светлый, очень мягкий, ровный во всех регистрах. В России она известна с 1870-х, принадлежала одаренному скрипачу-любителю Пестелю, а в XX веке на ней играл Даниил Карпиловский – солист квартета имени Страдивари.

Альт Андреа Гварнери, 17 век

В Госколлекции музыкальных инструментов хранятся не только скрипки. Одной из лучших работ Андреа Гварнери считают альт XVII века, конфискованный в 1919 году у герцога Мекленбург-Стрелицкого. Великолепен экземпляр 1715 года – один из 10-ти сохранившихся в мире альтов Страдивари; по мнению экспертов, он мог бы возглавить список самых певучих альтов мира. Инструмент послужил Рудольфу Баршаю и еще многим исполнителям, но и сегодня готов демонстрировать свой глубокий, яркий голос.

Скрипка Страдивари 1671

Одна из скрипок давно прибыла в Россию (тогда – СССР) из столицы Бельгии. Созданный в 1671 году, в ранний период творчества Страдивари, и тем не менее знаменитый инструмент сделан по модели учителя маэстро — Николо Амати. Миниатюрная красавица в ХХ веке попала в женские руки – к королеве Бельгии Елизавете. Сама прекрасная скрипачка, ученица великого Эжена Изаи, монархиня учредила и опекала международный конкурс скрипачей в Брюсселе. В 1937 году на одном из конкурсов, носившем имя Эжена Изаи, победил Давид Ойстрах. В дальнейшем советский музыкант стал дружен с королевой, и она завещала ему скрипку Страдивари. В музей ее передала в 1976 году семья Ойстраха.

Скрипка Страдивари 1707

А вот и «золотой Страдивари» – инструмент 1707 года рождения. Роскошное дерево клена с широким муаром на нижней деке, гармонирующий со всеми деталями завиток изысканного рисунка убедили исследователей, что эта скрипка изготовлена по «спецзаказу» за баснословную сумму. В необычайно красивой, но и характерной для мастера скрипке воплотилось недостижимое даже спустя три столетия совершенство авторского стиля, отмечают в музее. В Москве скрипка оказалась в 1860-х годах в коллекции известного собирателя Василия Зубова. Концертировал с ней Станислав Барцевич, а в 1919 году инструмент попал в Госколлекцию, откуда выдавался Леониду Когану, Максиму Федотову, Льву Цейтлину, да и теперь он в игровом состоянии.

Скрипка Страдивари 1723

В Москве же находится один из ценнейших «супер-Страдивари» 1723 года рождения. С легкой руки советских исполнителей в 1980-е он получил прозвище «скрипка Венявского». В реальности инструмент был куплен в 1870-х одной из великих княгинь для Константина Пушилова – ученика Венявского, после смерти скрипача не раз сменил владельца, попал к профессору Московской консерватории Иосифу Рывкинду, а когда в 1921 году умер и он – в Госколлекцию. Сегодня «супер-скрипка» ценится не только за имя автора, но и за тембр с высокой сопрановой настройкой, феноменальную яркость и «полетность» звука.

Скрипка, мастер Санто Серафин, Венеция

Немало звезд держали в руках скрипку Санто Серафина, венецианского последователя Амати. Созданный в 1749 году инструмент, вероятно, одно из предсмертных творений мастера. В Госколлекции он с 1920 года, а недавно при поддержке Международного фонда Антонио Страдивари прошел «курс лечения» в Кремоне. Там над ним колдовали знаменитые скрипичные реставраторы Брюс Карлсон и Бернард Нойманн.

Скрипка детская, мастер Дж. Б. Черути 1802

Наверное, самый «молодой» и крошечный экспонат привезен из Италии. Изящная детская скрипка создана в 1802 году кремонцем Джованни Баттистой Черути в стиле барокко. Как у всех ее собратьев, верхняя дека выполнена из древесины ели, а нижняя – из клена; на выставке узнаешь, что бывают медиальный, тангенциальный и прочие методы распила… Термины убеждают: в изготовлении инструментов как нигде много технологических нюансов, скрытых от непосвященных, а само это ремесло, переходящее в искусство, соприкасается с различными сферами научного знания.

Фото Сергея Бирюкова

Все права защищены. Копирование запрещено.