В апреле Мариинский театр приехал с гастролями в концертный зал “Зарядье”, представив интересную программу (оперу “Замок герцога Синяя Борода” и балет “Чудесный мандарин” Белы Бартока — и то, и другое в постановке Юрия Посохова).

 

Бартока совсем не часто можно услышать в России, а тем более, увидеть его произведения соединёнными с театральным контекстом. Премьера балета “Чудесный мандарин” состоялась в Балете Джоффри 7-го апреля 2017-го года, а в Мариинском театре в конце прошлого сезона. В Москву привезли звёздный состав: Диану Вишнёву — с её неподражаемой женской чувственностью, и Кимина Кима, имеющего яркое природное начало в основе своей индивидуальности.

Мандарин – Кимин Ким, Девушка – Диана Вишнева

Кимин по-восточному вкрадчиво хищный, мудро терпеливый, тихо властный в своих движениях и абсолютно по-звериному стремительный, непредсказуемый — эти качества идеально ложатся на образ китайского чиновника-мандарина. Мандарин является в логово бандитов, как инопланетянин — его нельзя запугать, с ним нельзя играть, как с игрушкой. Его надмирное, несколько презрительное спокойствие заставляет оторопеть даже неукротимую соблазнительницу (героиню Дианы). Все прежние шутки и трюки не действуют, прежние клиенты в сравнении с этим “пришельцем” слабаки. Мандарин не намерен сдаваться. Он одержим страстью, переполнен ею, заражает ею, и вызывает страх, а порой, даже неведомое раньше девушке-красотке чувство жалости к нему. Неутолённое чувственное влечение наполняет Мандарина сверхъестественной силой — уже убитый, он снова и снова воскресает. Действие “химической” магии наглядно видно в его безумных парящих прыжках, нарушающих законы гравитации, стремительных вращениях, готовых увлечь за собой всё земное, и мгновенных остановках, пугающих силой контроля, которой обладает одержимый герой.

Девушка – Диана Вишнева, Мандарин – Кимин Ким

В изображении роковых красавиц на сцене таится большая опасность для артисток. Перегнуть палку в сторону вульгарности, напускного шика или уйти в реализацию нереализованных в жизни женских амбиций слишком легко. Удаётся избежать наигрыша только тем примам, которым не нужно ничего изображать и придумывать — тем, кто в жизни совсем не обязательно злодейки, но обязательно обладают сногсшибательным, до конца необъяснимым шармом. Диана Вишнёва безусловно из таких. И роль Девушки в балете “Чудесный мандарин” настоящий подарок для неё — та самая роль, что становится одной из главных в карьере. Не дотянуться до неё начинающим балеринам-птенчикам в её умении жить на сцене, чувствовать, думать, ворожить, пленить, ранить, убивать и воскрешать. От каждого её жеста, движения бьёт током. Её тело налито силой, заряжено дикой сексуальной энергией. Она вся желание. И сладко стать её жертвой, заболеть ею и даже без тени сожаления умереть за один только взгляд, цепкое кошачье объятие или змеиную ласку гуттаперчевых ног.

Девушка – Диана Вишнева, Мандарин – Кимин Ким

Два артиста-партнёра (Диана Вишнёва и Камин Ким) нашли идеальный контакт друг с другом, отыграв спектакль и ни разу не “спустив струны”, наполняя пространство горячей нервной энергией, которая становится всё невыносимей и логично приводит к уничтожению одного в связке.

 

Опера «Замок герцога Синяя Борода», которую зрители увидели после антракта —  не наивная страшилка Шарля Перро со счастливо-нравоучительным финалом. Здесь всё сложнее (за основу взята сценическая баллада Белы Балажа с использованием мотивов пьесы-сказки Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя борода»).

Герцог Синяя Борода – Михаил Петренко

Красивое театральное напряжение, атмосферу неясности, тайны создаёт, в первую очередь, музыка с её колеблющимися гармониями, импрессионистический зыбкими вибрациями. Предчувствия, не дающие покоя — вот главное её настроение. Спектакль главным образом держится на противопоставлении темной победительной харизмы Синей Бороды (этого всеми отвернутого короля земного страха, выстроившего своё царство на чужой крови) и открытой солнечной энергии, которую поначалу излучает свободный ясный и яркий голос красавицы Юдит (Екатерина Сергеева), стремящейся к невозможному — переделать мужчину, дать свет прозрения душе, погрязшей в грехе. Но правильный ли она выбрала путь? Бесконечное любопытство, назидания… и желание стать ближе, благодаря тому, что мужчина вывернет душу наизнанку. Стратегия юной девы обречена на провал — это очевидно с самого начала.

Юдит – Екатерина Сергеева

Михаил Петренко (Герцог Синяя Борода) с его огромными роковыми глазами более, чем  притягателен в роли жестокого сладострастного любовника, жаждущего вкусить манкий плод и до времени не противящийся капризам. Но с каждым шагом вглубь его души, дверь за дверью ласки становится меньше, а  раздражения и не знающей пощады гнетущей силы больше. Страсть не терпит нравоучений. Настоящая любовь строится на доверии без проверок. Ультиматумы к добру не ведут. По сути, когда встречаются два человека, у каждого из них есть свои скелеты в шкафу. Есть ли нужда распахивать все тёмные, покрытые паутиной дверцы друг друга, когда можно было бы просто наслаждаться жизнью вдвоём, оставив прошлое прошлому. Разоблачённый Синяя борода не стал лучше, лишь укоренился в грехе, добавив в свой тайный закрытый “музей женской немудрости” еще один экземпляр правдоискательницы. К таким неожиданным выводам приводит финал оперы, когда герой Михаила Петренко отнюдь не покаянным, а упрямым, ироничным орлиным взглядом смотрит в зал. И ты понимаешь, что талантливый артист, превосходно исполняющий свою роль, играет со зрителями злую шутку. Ты полностью на его стороне, оправдывая неоправдываемое.

Герцог Синяя Борода – Михаил Петренко

В неоднозначности чтения смыслов и есть главный шарм спектакля о «тайне за семью завесами», где каждая новая дверь в зловещее прошлое героя символически обозначается призрачно колеблющимися над сценой прозрачными полотнами. Полотна постепенно, одно за другим, ниспадают, рассеивается грёзовый туман, обнажая сцену, превращая её в пустыню отринутых чувств, населённую бессловесными танцующими призраками (исполнители жен герцога Синяя Борода: Валерия Беспалова, Айгуль Нугаева, Татьяна Ткаченко). Жизнь Синей Бороды прошла: загублены в ней и утро, и день, и вечер, и ночь возможной любви. Всё, что осталось — коллекция разочарований…В этом случае декорационный минимализм даёт максимальный простор воображению и может считаться наиболее удачным примером оформления современной оперы.

 

Фото: mariinsky.ru