(1912-1996)

 

Серджиу Челибидаке – дирижер очень своеобразный. Его интерпретации зачастую отличались от общепринятых, а исполнение музыки было сопоставимо для дирижера с мистическим опытом. Творческая индивидуальность Серджиу Челибидаке во многом обусловлена идеями дзен-буддизма.

Серджиу Челибидаке родился в Романе – небольшом румынском городе, расположенном на северо-востоке страны, но вскоре семья переехала в Яссы. Его отец – грек по происхождению – был кавалерийским офицером, а позднее – государственным чиновником. Серджиу рано проявил музыкальную одаренность: уже в четырехлетнем возрасте он импровизировал на фортепиано. Однако отец рассчитывал, что сын сделает карьеру на государственной службе. По его настоянию Серджиу учился в Бухаресте, затем – в Париже, изучая математику и философию, но в 1936 году по своему выбору молодой человек поступил в Высшую школу музыки в Берлине. Там он обучался композиции у Хайнца Тиссена, а Вальтер Гмайндль наставлял его в искусстве дирижирования. Позднее он продолжил обучение в докторантуре Университета Фридриха Вильгельма, где изучал не только музыковедение, но и философию. Его диссертация была посвящена творчеству Жоскена Депре – нидерландского композитора, жившего и творившего на рубеже XV-XVI столетий.

В пору учебы в Германии Челибидаке познакомился с Мартином Штайнке – основателем буддийской общины в Берлине. Под его влиянием молодой музыкант увлекся дзен-буддизмом. Приверженность этому учению он сохранил на всю жизнь. Серджиу признавался, что ни православие, которое он усваивал от рождения, ни философия, которую он изучал, так и не помогли ему найти ответы на все вопросы, и только в дзен-буддизме он обрел свой путь – и человеческий, и творческий. Отныне музыка стала для него воплощением основного принципа этого учения: «Начало есть конец».

В 1945 году Челибидаке возглавил один из самых известных симфонических оркестров Европы – Берлинский филармонический оркестр. Дебют его оказался неожиданным: Лео Борхард, только что ставший дирижером этого оркестра, погиб в результате обстрела, и через считанные дни после этого трагического события Челибидаке пришлось заменить его на концерте. Дирижировал он почти без подготовки, но блестяще справился с задачей. Он работал с Берлинским оркестром до 1952 года. В 1951 году дирижер принял участие в создании документального фильма «Послы музыки», посвященного послевоенному возрождению немецкой культуры. Под управлением Челибидаке в кинокартине прозвучала увертюра Людвига ван Бетховена «Эгмонт».

В последующие годы дирижер работал с различными оркестрами в Германии, Швеции и Франции. Гастролировал он и в Великобритании – в частности, с оркестром под его управлением выступала английская пианистка Эйлин Джойс. Исполнительница признавалась, что Челибидаки – лучший из дирижеров, с которыми ей доводилось работать: «Он был единственным, кто проник в мою душу», – говорила исполнительница.

Каким дирижером был Челибидаке? В своем искусстве он всегда оставался истинным дзен-буддистом, а в этом религиозно-философском учении бездействие представляется равнозначным действию. Многие произведения звучали под его управлением в более медленных темпах, чем обычно – впрочем, в наиболее быстрых эпизодах его темпы зачастую превосходили все ожидания, но и в том, и в другом случае интерпретации Челибидаке оставались исключительно убедительными.

Воспринимая процесс исполнения музыки как «трансцендентный опыт», дирижер принципиально не делал студийных записей – он был убежден, что при этом нельзя создать необходимой атмосферы. Правда, дирижер не возражал, чтобы записывались концертные выступления оркестров под его управлением, но подобные записи были в его представлении «побочным продуктом» деятельности. Многие из этих записей были выпущены уже после смерти дирижера (с согласия родственников) такими крупными звукозаписывающими компаниями, как EMI и Deutsche Grammophon.

В 1979 году дирижер возглавил Мюнхенский филармонический оркестр. К сожалению, этот период его работы омрачился судебной тяжбой с Эбби Конант. Эта тромбонистка участвовала в прослушивании, во время которого претенденты на работу в оркестре были скрыты за занавесом. Ее исполнение настолько понравилось Челибидаке, что он даже не стал слушать других претендентов – но был неприятно поражен, когда Конант вышла из-за занавеса: дирижер «старой закалки» считал, что женщина не может играть на тромбоне. Все же Конант была принята в оркестр, но постоянно подвергалась дискриминации, бороться с которой приходилось с помощью судебных исков.

Наряду с дирижерской деятельностью Челибидаке уделял большое внимание преподаванию. Он преподавал в Университете Майнца, а также в Кёртисовском институте в США.

Серджиу Челибидаке ушел из жизни в 1996 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.