27 сентября в честь 240-летия Владикавказа и 100-летия Республики Северная Осетия-Алания во Владикавказе открылся новый Культурный Центр.

 

 

В  комплекс вошел концертный зал, рассчитанный на 498 мест, малый зал на 170 мест и музейно-выставочные пространства. Общая площадь составляет более двух тысяч квадратных метров. Концертная площадка создана за счет средств Благотворительного фонда «Фонд Валерия Гергиева» и расположилась в историческом центре города Владикавказ.

Валерий Абисалович подчеркнул, что всё, что делается сегодня, делается с верой в будущее, зал открыт, чтоб взрастить новое поколение осетин в музыке. На первый дневной концерт были приглашены дети от мала до велика — большинство из них воспитанники музыкальных учебных заведений города.  В новорожденном зале символически прозвучал первый концерт для фортепиано с оркестром Родиона Щедрина. Щедрин написал этот шедевр в студенческие годы, молодому композитору едва исполнилось двадцать два. Новый концертный инструмент — меценатский дар Михаила Гуцериева, некогда проживавшего в Осетии на той же улице, что и Валерий Гергиев.  За роялем — продолжатель музыкальной династии, старший сын Валерия Гергиева, названный в честь деда Абисалом. Молодому пианисту 2-го октября исполняется 24 года. С Родионом Щедриным у него давнее и редкостное взаимопонимание. Сказывается раннее развитие музыкального вкуса, влияние отца. Еще в 2019-ом году, в девятнадцатилетнем возрасте, в присутствии композитора (что может быть ответственней для музыканта!) в концертном зале Мариинского театра, на Международном фортепианном фестивале «Лики современного пианизма» Абисал чутко и ярко исполнил первый концерт. Но сегодня пианисту удаётся выйти на новый уровень родства с этой музыкой. Уже нет нот для страховки, Абисал умело лавирует в непредсказуемых лабиринтах красочного щедринского полотна,  буквально сросся с музыкальным текстом — звук стал более глубоким, сочным, мощным, зрелым.

При своем появлении на свет первый концерт Щедрина вызывал споры, но сегодня его исключительное место в мире музыки очевидно. Щедрин здесь наследник величайших русских традиций творчества Рахманинова, Чайковского, Стравинского и одновременно дерзкий новатор. Количество и качество смелых идей на единицу времени в компактном (около двадцати четырёх минут) произведении поражает. Такую изобретательную игру с формой, фактурой, настроениями, ритмами может позволить себе только юный гений-смельчак. Проявляя величайшую свободу в фантазировании, изобретательности, новизне и многообразии материала Щедрин не тонет в собственных выдумках, он предельно логичен. Ритмометрическая сложность абсолютно оправдана и красива. Рояль в хорошем смысле слова перестаёт быть роялем, становится вторым оркестром, настолько оригинально, изменчиво его звучание, настолько разнообразны приёмы игры. Чтоб творить эту музыкальную магию нужна та степень собранности и концентрации, какой может научить только Валерий Гергиев. Особенно тесные взаимоотношения оркестра и солирующего инструмента, когда зачастую нет главного, а есть лишь идеальное взаимодополнение, мелодическое перетекание без границ — интереснейшая задумка Щедрина. Он не зря вводит, в том числе и в партию фортепиано, частушечные мотивы, доказывая, что салонный благородный концертный инструмент может звучать по-народному броско и просто. Рояль, как хамелеон,  примеряет то одну, то другую оркестровую краску, его разговор с оркестром максимально демократичен.

Для Абисала Гергиева первый фортепианный концерт Щедрина — визитная карточка мастерства, он открывает лучшие стороны дарования музыканта. У него идеальное строение рук для данного произведения — в них сочетание силы и нежности. Длинные тонкие пальцы  умеют извлекать из инструмента трепетные прозрачные звуки, погружаться в мелодическое философствование и одновременно умеют быть хищно цепкими, острыми, не чувствуют себя дискомфортно в сжатом регистровом пространстве (в концерте есть такие фрагменты), когда звуки намерено насаживаются друг на друга, создавая ощущение напряжённой тесноты, особой сгущённой энергии. Безбоязненно бросает рука пианиста ловкие грозди кластера, нисколько не напрягается на мощных широких ходах октавами. В отношении настроений воистину через концерт Щедрина можно познать и глубину, и широту истинной души русской во всех нюансах. Здесь и трепетная драма, и мощная воля, и благородная свобода, и не знающий удержу бедовый разгул, и раздумчивые лирические паузы, и изящное баловство, и насмешка, и наконец, всепобедительная патетика.

Произведение Родиона Щедрина достойно стоять в одном ряду с популярнейшими, растиражированными по всем миру концертами Чайковского и Рахманинова, однако, по сей день это не так. Счастье, что Валерий Гергиев считает своей миссией пропаганду творчества Щедрина и уже вырастил единомышленников, которые с ним заодно. Для тех малышей, что были в новом концертном зале Владикавказа 27-го сентября звуки именно этой музыки стали началом новой прекрасной главы в их жизни. Великая музыка не стареет, лишь постоянно молодеет вместе со сменяющимися поколениями слушателей, что откликаются на неё сердцем.  О ростках прекрасного, пробивающегося сквозь толщу времени, о музыке, поворачивающей жизнь вспять, объединяющей мудрость и неопытность говорил нам концерт Щедрина, прозвучавший со сцены концертного зала Владикавказа.

На вечернем торжестве в тот же день выступили мировые звезды оперного и пианистического искусства. Присутствующим повезло услышать Сергея Рахманинова в  исполнении Дениса Мацуева — лучшего на сегодняшний день музыкального интерпретатора великих страстей композитора. Пленила зрителей своим колдовским густым матовым тембром меццо-сопрано Агунда Кулаева. Как всегда невероятно душевный и обаятельный Ильдар Абдразаков взорвал зал восторженными аплодисментами, спев на мотив “Подмосковных вечеров” про вечера осетинские. Башкирский талант, выпестованный Валерием Гергиевым и занявший достойное место на олимпе мировой оперы, выразил надежду на то, что новый зал станет для него и других известных российских музыкантов родным гнездом, куда всегда будет проситься прилететь сердце.

Оборачивать материальное в духовное, сиюминутное в вечное — в этом умении мало кто из людей на нашей планете может сравняться с Валерием Гергиевым. Спонсоры, поддерживающие идеи Маэстро, не просто вкладывают свой капитал, они просветляются высокими идеями служения искусству, облагораживания и воспитания будущего человечества. Валерий Абисалович, как культурный лидер, даже в делах коммерции умеет достигать особого единения душ. Во время вечернего концерта Маэстро выступил перед публикой с тёплой, искренней речью. Верится, что всё благое сбудется.

 

Фото — соцсети Мариинского театра