На сцене Концертного зала «Зарядье» состоялось знаменательное событие. Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, отмечающая 285-летие со дня основания и 50-летие своего ректора – прославленного премьера Большого театра народного артиста России Николай Цискаридзе, представила Вечер балета «Виват, Академия!» В программу вечера вошли мировая премьера одноактного балета Максима Севагина «Танцы на свадьбе» на музыку Энрике Гранадоса и сюита из балета «Фея кукол» Йозефа Байера в постановке Николая Цискаридзе. Творческий проект «Виват, Академия!» осуществлен в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» – крупнейшего в истории государственного проекта поддержки развития российских вузов.

 

Уникальная Балетная школа, ставшая примером для организации всего художественного образования в России, возникла в Санкт-Петербурге в 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны.  Уже потом появились созданные по ее образцу Академия трех знатнейших художеств (1758), Смольный институт благородных девиц (1764) и Царскосельский лицей (1810), в котором учился Пушкин.

Слова Густава Малера о том, что «традиция – это передача Огня, а не поклонение пеплу», в полной мере относятся и к нашему юбиляру. Благодаря бережному отношению к хореографическому наследию, к   накопленным поколениями балетмейстеров, танцовщиков и педагогов традициям исполнительского мастерства, возникла и получила мировую известность Школа классического танца имени профессора Вагановой.

***

Балет «Танцы на свадьбе». Невеста и Жених – Элизабетта Налин и Константин Лаврентьев

Юбилейный вечер «вагановцев» в «Зарядье» открывал балет «Танцы на свадьбе» (мировая премьера), поставленный выпускником Академии (2015) Максимом Севагиным – нынешним художественным руководителем балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Получив благословление на постановки от ректора Николая Цискаридзе еще в годы учебы в Академии, Максим Севагин сделал блестящую балетмейстерскую карьеру, заявив о себе как интересном, многообещающем хореографе малых форм.

Основой структуры и национального колорита его нового балета стала сюита «Испанские танцы» Энрике Гранадоса (1867–1916), в которой композитор использовал как настоящие народные мелодии, так и самостоятельно сочиненные их имитации.

Балет «Танцы на свадьбе». Жених – Константин Лаврентьев

Спектакль представляет собой дивертисмент из десяти танцевальных миниатюр, объединённых местом действия и событием – свадьбой.

«Балет «Танцы на свадьбе» – это моя хореографическая интерпретация свадебного торжества в испанском стиле, – замечает постановщик в своей статье в буклете. – Разные герои, будь то невеста, или друзья жениха, или сваты, обладают индивидуальными особенностями с точки зрения эмоциональной окраски и функции в спектакле».

Важное, на мой взгляд, замечание, поскольку фольклорные элементы, использованные композитором, вызывают в воображении слушателя образы болеро, мелагеньи, галисийской бурры, хоты, других народных испанских танцев, что предполагает иной свадебный ритуал, иную пластику.

Балет «Танцы на свадьбе». Сваха и Сват – Майя Палилионис и Кирилл Власов

Однако в балете и не такое возможно. Вспомним хотя бы придуманных для театральной сцены «Дон Кихота» и «Баядерку» или танец русской невесты на пуантах в «Лебедином озере». К тому же, музыкальная стилизация фольклорного материала самим Гранадасом вполне это допускает.

Известный французский композитор и музыковед Анри Колле (1885–1951) писал о характерном для Гранадоса сочетании «кубинской небрежности и каталонской энергии, являющейся неопровержимо испанской и сливающейся с такой легкостью с желанием популярности». Колле особо подчеркивал «демократическую устремленность Гранадоса, прекрасным примером которой являются, на его взгляд, «Испанские танцы», обращенные к самым широким кругам слушателей и исполнителей».

Балет «Танцы на свадьбе». Все исполнители – Финальная сцена балета

Так что придуманное Савагиным «свадебное торжество» получилось не совсем испанским, но любопытным, праздничным и в меру эротичным в духе сюиты Гренадаса.  Достойное подношение вагановца своей Alma mater к ее юбилею.

Что касается спектакля, то в целом он получился. Хореографическое однообразие, особенно в первых массовых сценах, компенсируют интересно поставленные и с чувством исполненные главные дуэты. Юные артисты были на высоте. Особо, на мой взгляд, следует отметить Элизабетту Налин (Невеста), виртуозного Константина Лаврентьева (Жених), Майю Палилионис (Сваха), Кирилла Власова (Сват) и Друзей жениха (Николас Хорхе и Максим Полицан).

 

Второе отделение вечера было посвящено сюите из петербургской версии комического балета Йозефа Байера «Фея кукол» (1903), известного российскому зрителю не столько хореографией Николая и Сергея Легатов (их первая постановка большого спектакля), сколько оформлением Льва Бакста (1866-1924), который создал удивительно тонкую иллюстрацию петербургского Гостиного двора середины XIX века, где состоялся придуманный постановщиками кукольно-балетный бал Феи кукол.

Балет «Фея кукол». Па-де-труа Феи и двух влюбленных в нее Пьеро – Алиса Баринова, Иван Волков и Кирилл Власов

Через этот балет в разные годы прошли многие «звёзды» дореволюционного Мариинского театра: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вера Трефилова, Агриппина Ваганова, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина, Сергей Легат, Михаил Фокин…  И практически все учащиеся Балетной школы.

В 1914 году гастрольная труппа Анны Павловой включила этот балет в свой репертуар под названием «Волшебные куклы».

В 1989 году художественный руководитель Ленинградского хореографического училища народный артист СССР Константин Сергеев поставил навеянный воспоминаниями о спектакле братьев Легат, собственный вариант балета «Фея кукол» для своих воспитанников.

Балет «Фея кукол». Француженка – Дарья Панькова

В 2015 году по инициативе ректора Академии профессора Цискаридзе «Фея кукол» обрела новую жизнь. Цискаридзе и возглавляемая им группа педагогов представили свою весьма убедительную версию балета в оформлении Льва Бакста, который умел «одевать» спектакль, делая сценографию и костюмы его художественным образом.

Действие балета «Фея кукол» происходит в лавке игрушек Санкт-Петербурга. В его основе – дивертисмент номеров-танцев, в котором выступили не только выпускники, но учащиеся разных классов и студенты Академии.

Центром балета стало Па-де-труа Феи и двух влюбленных в нее Пьеро в блестящем исполнении Алисы Бариновой, Ивана Волкова и Кирилла Власова. Когда-то это трио было любимым номером Матильды Кшесинской, Сергея Легата и Михаила Фокина.

Балет «Фея кукол». Все исполнители – Финальная сцена балета

А еще запомнились Георгий Варнава (Полишинель), Лев Тимошенко (Арлекин), Полина Парфёнова и Станислав Карпов (Русские куклы), Веселина Илиева (Испанка), Мария Затока и Максим Полицан (Китаянка и Китаец), Дарья Панькова (Француженка), а также Марш кукол в исполнении учащихся младших классов…

Вечер балета «Виват, Академия!» закончился, но зрители благодарными аплодисментами еще долго не отпускали юных артистов и их педагогов со сцены.

 

 

Автор фотографийМихаил Логвинов

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.