Сериал. Рихард Вагнер
Вагнер – великий реформатор оперного театра
В один ручей нельзя вступить дважды.
Но можно сквозь толщу воды различить усеянное консервными банками дно.
А за пышными театральными декорациями увидеть кирпичную стену, верёвки, огнетушитель и хмельных работяг.
С.Довлатов
Во-первых – Вагнер поставил дирижёра спиной к публике. И это правильно. Потому что лицо у дирижёра гораздо выразительнее задницы, и его показывать публике нельзя.
Оркестр совершенно справедливо заглублён в яму, и чтоб – духу его… Потому что лица музыкантов при такой посадке обращены к публике, и их тоже лучше никому не показывать.
В зале темно. Для того, чтобы и этих рож не было видно. Они сюда не для того пришли. Как сказал однажды Ганс фон Бюлов, у которого с Вагнером были самые разнообразные отношения, в том числе и творческие, при обсуждении вопроса о расширении оркестровой ямы за счёт первого ряда партера: «Ну и что от того, что тридцатью сволочами в театре станет меньше?»
Кроме того, он создал два новых амплуа оперных певцов. «Это героический тенор с мощным голосом, шеей быка и мышцами боксёра и высокое драматическое сопрано в лице монументальной матроны с пышной грудью». (Не я это написал. Это опять Галь).
Ещё он добавил по инструменту в каждую духовую группу для того, чтобы можно было играть трезвучия одним тембром, и вообще значительно расширил оркестр, введя т.н. вагнеровские тубочки, басовую тубу, контрабасовый тромбон и по одному взводу валторн и арф. Струнных – по возможностям финансирования, но чем больше, тем лучше. Он, к сожалению, не дожил до синтезаторов и систем звукоусиления.
Ну, и в идеале, сам театр должен выглядеть достаточно непритязательно, потому что вы тут не на золотые вензеля таращиться пришли, а слушать музыку Великого Вагнера.
Флаг в руки и барабан на шею
«Если у вас есть план переустройства России,
спрячьте его и никому не показывайте»
Дон Аминадо
Эта мысль относится и к Германии
«Творческие планы оказались нарушенными революцией в Германии. В мае 1849 года композитор был на баррикадах. В дни восстания Вагнер проявлял безудержную отвагу. Он скрылся из города, когда правительственные войска заняли Дрезден.»
Всё, как всегда, было несколько иначе. Понятно, что не ввязаться в революцию Вагнер не мог. 8 апреля 1848 под впечатлением нарастающих событий в газете Volksblatter он публикует совершенно шизоидный текст статью, в которой в самом возбуждённом лирическом тоне прославляет пришествие новой эпохи: «Да! Скоро старый мир падёт в прах, и новый мир восстанет из его обломков, ибо Великая Богиня Революции спешит на крыльях бури с главой, осенённой ореолом из молний, с мечом в одной руке и факелом в другой!.. Я есмь жизнь, – кричит им Богиня, – жизнь, беспрестанно создающая и беспрестанно преобразующая всякую вещь!». Ну, и так далее (цит. по истории болезни). Он постоянно на публике с тем или иным вождём восстания, он с вершины башни Kreuzturm подаёт знаки восставшим о передвижении войск, он раздаёт саксонским солдатам прокламации с призывом примкнуть к восставшим, и с тем же призывом обращается к национальной гвардии.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев