«Гибелью богов», заключительной оперой грандиозной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», завершились показы серии спектаклей на исторической сцене Большого театра

 

Сцена из спектакля. Фото Дамира Юсупова © Большой театр

Спустя 20 лет, грандиозная тетралогия Вагнера снова вернулась на историческую сцену Большого, правда уже в обновлённой концепции музыкального руководителя Валерия Гергиева, художника по свету и видеопродюсера — Глеба Фильштинского. Новые версии призваны отразить всю мощь художественного и музыкального замысла композитора — как того и хотел Рихард Вагнер, его творение продолжает идти в ногу со временем, оставаясь актуальным искусством для современного зрителя. Осуществить такое захватывающее зрелище на сцене было технологически невозможно всего несколько лет назад.

Еще в 2003 году стараниями Валерия Гергиева «Кольцо нибелунга» вернулось на мариинскую сцену, став настоящим прорывом российского музыкального театра. Постановка масштабной тетралогии покорила многие театральные сцены Америки, Европы и Азии, а также получило признание на родине Рихарда Вагнера — в Германии.

Нынешние показы «Кольца» в Москве сопровождались новыми световыми и видеопроекциями (художник по свету — Глеб Фильштинский). Премьера обновленной сценической версии состоялась осенью 2023 года в Большом театре Шанхая, а затем летом 2024 в Санкт-Петербурге.

Новая интерпретация отразила всю мощь художественного и музыкального замысла композитора — как того и хотел сам Рихард Вагнер:

«То, как я делаю музыку — это, собственно, колдовство, потому что механически и спокойно я вообще не могу музицировать».

Сцена из спектакля. Гунтер — Евгений Никитин, Хаген — Михаил Петренко, Гутруна — Анжелика Минасова. Фото Дамира Юсупова © Большой театр

Смешение оркестровых красок создало специфические «звуковые картины». Мотивы «предчувствий» и «воспоминаний» постоянно взаимодействуют и переплетаются на протяжении всей драмы. Отважный Зигфрид искупил человечество своей смертью. Он не только освободил нибелунгов от рабства, но и снял с богов проклятье, давлеющее над ними, в пользу «вечной власти». Брунгильда отдала Зигфриду всю свою божественную мудрость, она научила его священным рунам. Валькирия жила в нем и была душой его подвигов. И все же, губя Зигфрида из жажды мести, разгорающейся в ее сердце, она жертвует собой, так как у нее нет теперь других желаний. Лучезарный герой для неё умер, это уже не Зигфрид, а кто-то другой — его ужасный призрак, живой обман, рвущий на части сердце Брунгильды. В смерти отважного Зигфрида к Брунгильде возвратится его сияющий нимб. На большом костре предают огню тело героя на фоне священного зарева, означающего конец Валгаллы. Ни богатство, ни золото, ни могущество богов, ни роскошь чертогов не приносит счастья. Вечное блаженство — в радости и скорби — даст только одна Любовь!»

Среди главных героев спектакля ведущие солисты оперной труппы Мариинки: Михаил Векуа (Зигфрид), Евгений Никитин (Гунтер), Михаил Петренко (Хаген, сводный брат Гунтера), Анжелика Минасова (Гутруна), Ярослав Петряник (Альберих, нибелунг, отец Хагена), Татьяна Павловская (Брунгильда, жена Зигфрида), Елена Витман (Вальтраута, валькирия, сестра Брунгильды). В партиях русалок, дочерей Рейна были заняты: Анастасия Калагина (Воглинда), Эвелина Агабалаева (Вельгунда), Екатерина Сергеева (Флосхильда). Вещих норн безупречно сыграли: Екатерина Сергеева, Дарья Рябоконь и Жанна Домбровская.

Сцена из спектакля. Норны — Екатерина Сергеева, Дарья Рябоконь, Жанна Домбровская. Фото Дамира Юсупова © Большой театр

Оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева порадовал стихийной мощью, всеподавляющим темпераментом и ослепительным блеском звучания. Гергиев инстинктивно постигает тайны музыкальной Вселенной Вагнера, что, несомненно, придает произведению колоссальный масштаб и величие. Маэстро держал в эмоциональном напряжении внимание слушателя в течение развития драмы.