Закрытие 42-го Международного музыкального фестиваля имени Сергея Рахманинова в Ивановке собрало многочисленную публику из разных регионов нашей страны

 

Солнечный майский день, благодатная атмосфера и заповедная земля рахманиновского имения, способствовали возвышенному настроению и ликованию души.

В судьбе Ивановки принимали участие многие русские музыканты — Ирина Архипова, Николай Луганский, купивший в Ивановку концертный рояль. Михаил Плетнев на свои личные средства построил в усадьбе летний концертный зал.

Один из самых известных пианистов мира, художественный руководитель фестиваля, желанный друг Ивановки и Тамбова, тончайший знаток музыки Рахманинова Николай Луганский впервые играет здесь его Второй фортепианный концерт на сцене Летнего концертного зала. За пультом Академического симфонического оркестра имени С.В.Рахманинова художественный руководитель и главный дирижёр Алексей Моргунов.

Алексей Моргунов:

«Для нашего оркестра фестиваль им. С. В. Рахманинова всегда является главным событием музыкального сезона. В рамках нынешнего праздника музыки мы дважды выступили с Николаем Луганским в Тамбове и Ивановке, а также с молодым американским пианистом Энджелом Вонгом. Играть Второй концерт Рахманинова в Ивановке с одним из лучших интерпретаторов музыки русского гения не только мечта и удовольствие, но и колоссальный мастер-класс. Потрясающий рояль Стейнвей без участия Николая Львовича не был бы куплен. Луганский играет ежегодно сольные программы в Ивановке и Тамбове, а вот с Академическим симфоническим оркестром им. Рахманинова выступил наконец-то впервые. Мне приятно осознавать, что уровень нашего коллектива с каждым годом растет. Сегодня невозможно представить тамбовский регион без симфонического оркестра. Ведь большинство своих оркестровых сочинений Рахманинов создал на этой земле. Ивановка – это место силы и вдохновения».

Произведения Сергея Рахманинова тамбовский оркестр чтит как драгоценные сокровища не только мира и  России, но и как основу духовного наследия и развития культурного потенциала региона.

Николай Луганский, художественный руководитель XLII фестиваля имени С.В. Рахманинова, народный артист России:

«Тамбовские слушатели замечательные. Музыкальная жизнь в Тамбове была и до фестиваля, но я думаю, что этот фестиваль во многом поспособствовал тому, что выросло уже ни одно поколение людей, которые регулярно и совершенно сознательно слушают великую музыку и самую разную. Прежде всего, рахманиновскую, и не только. Мне было интересно сопоставить в данной программе музыку двух гениев — Третий концерт Бетховена и Второй Рахманинова, обнаружить в каждом из произведений мысли и чувства, выраженные композиторами».

Ивановка была любимой творческой лабораторией Рахманинова. Здесь, в уединении и тишине, он мог по-настоящему сосредоточиться и работать спокойно после напряжённой артистической деятельности и в жизни, и в столице. Именно здесь в благословенном уголке Тамбовщины зарождались и вынашивались многие замыслы, которые получили первоначальное воплощение в музыке. В Ивановке Рахманинов испытывал на себе благотворное влияние природы. Он любил русскую деревню с её необозримыми полями, степным воздухом, насыщенным ароматом трав, любил народные песни, уклад жизни простых русских людей. Вдыхая живительный запах всего растущего вокруг, прислушиваясь к тишине, Сергей Васильевич переживал волнующее ощущение слияния с природой. Зрительные и слуховые впечатления переплавлялись в нём в божественные звучания! Так совершалось таинство рождения музыки, идущей от сердца. Композитор неоднократно считал свою музыку плодом личного характера и заставлял ее прямо и просто выражать то, что у него было на сердце.

Одно из таких произведений  знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром. Вот и сегодня этой музыкой напоен воздух Ивановки, здесь всё ею дышит, а сама природа дарит чудо созерцания.

Николай Луганский:

«Сейчас изумительное время, когда цветет сирень. Первые мои приезды в Ивановку были, прежде всего, связаны с А. И. Ермаковым. Его личность, подвижничество и героизм на любого человека производили неизгладимое впечатление, что хотелось снова бесконечно долго общаться с Александром Ивановичем, убедиться, что невозможное может стать возможным, если у человека есть вера в себя, энергия силы и самоотверженность. Постепенно я сам стал узнавать, что здесь было написано и создано Рахманиновым – это почти 75 % его музыки. Есть много разных имений композиторов, поэтов, художников, но тем не менее такое преобладание сочинений — это особая ситуация необычна вообще для мировой культуры, что делает Ивановку еще более уникальной».

Великая музыка Бетховена тоже стала лейтмотивом завершающего вечера фестиваля. Академический симфонический оркестр им. С. В. Рахманинова под управлением Алексея Моргунова исполнил увертюру «Кориолан» и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (солист — Николай Луганский).

В нашей беседе перед концертом у дома Рахманинова пианист отметил:

«Есть несколько имён, без которых ни один музыкант не мыслит своего существования. И Рахманинов абсолютно не мог возникнуть вне Бетховена. Он сам играл очень много его произведений, боготворил и многому учился у него. В музыке почти всегда и очень часто бывает и ярко выраженное мужское и женское  начало. И у великих есть и то, и другое, но все-таки, в какой-то степени что-то превалирует. При том, что эти композиторы, безумно непохожие друг на друга, с разной культурой и менталитетом, но у обоих мужское начало чуть-чуть доминирует над нежностью и тонкостью, при том, что у Рахманинова и даже у Бетховена есть ощущение полноты и глубины жизни, такой внутренней духовной силы, несмотря ни на какие сложности и превратности. Очень разные культуры, ощущение ритма, развития музыки, но, тем не менее, и в жанре фортепианного концерта, и сонатная форма, и принципы симфонического развития Рахманинов многое черпал у своего великого предшественника».

Автор фото — Вадим Панов