В Мариинском театре сыграли «Золушку» Джоаккино Россини
Брызжущая весельем и юмором комическая опера «Золушка» Джоаккино Россини стала первой весенней премьерой сезона Мариинского театра. Серия премьерных спектаклей прозвучала на исторической сцене Мариинки под управлением музыкального руководителя Валерия Гергиева и его ассистента Андрея Иванова.
Вслед за полусценической версией в Концертном зале Мариинского театра полномасштабный спектакль создала режиссер Екатерина Малая в тандеме с художником по декорациям и костюмам Вячеславом Окуневым, художником по свету Вадимом Бродским и видеодизайнером Вадимом Дуленко.
«Я думаю, что этот спектакль — для всей семьи. Прийти в выходной день на оперу „Золушка“, послушать блестящее исполнение удивительных ансамблей, арий и дуэтов, сложнейших по требованию исполнительского мастерства, но тем не менее очень зажигательных. Спектакль понравится всем — в нем все прозрачно и насыщенно. Я подкидываю много сложных и интересных задачек артистам и с увлечением наблюдаю, как они это подхватывают и примеряют на себя. Так, например, одна из сестер должна сделать трюк. Я провела опрос, кто что может исполнить. Оказалось, что оперные певицы могут и на шпагат сесть, и колесо сделать, и на пуанты встать. Комическая составляющая может быть у каждого артиста. Главное — поймать характер и найти применение своим способностям и талантам»,
— отметила Екатерина Малая.
Мировая премьера «Золушки» Россини увидела свет зимой 1817 года в римском театре Валле. Сюжет знаменитой сказки Шарля Перро композитор перенес в современную для себя эпоху, заменив злую мачеху вредным отчимом доном Маньифико, а крестную фею — мудрым наставником принца по имени Алидоро.
«Золушка» — двадцатая опера Россини, которую он с упоением сочинил в годы своей юности после оглушительного успеха «Севильского цирюльника» и «Итальянки в Алжире». Набросок либретто к «Золушке» написал Якопо Ферретти за одну ночь, музыку Россини создал почти за месяц. Премьере сопутствовало фиаско, однако будущее триумфальное шествие спектакля не заставило себя долго ждать, и вскоре эта музыкальная комедия стала одной из самых репертуарных. В этой опере нет ни кареты-тыквы, ни хрустальной туфельки — место волшебных превращений поручено человеческим голосам и сопутствующей жанру оперы-буффа искрометной веренице арий, ансамблей, хоров, речитативов и оркестровых эпизодов.
Сложнейшая вокальная партия Анджелины (так у Россини и Ферретти зовут главную героиню), порученная колоратурному меццо-сопрано, – чрезвычайная редкость. В этой роли блистали Фредерика фон Штаде, Тереза Берганса, Чечилия Бартоли и Ольга Бородина. Не меньший вызов – собрать виртуозных солистов и на другие партии: им, как и главной героине, по ходу действия нужно демонстрировать непринужденное владение бельканто в сольных номерах и соединяться в филигранных ансамблях.
Молодым артистам оперной труппы Мариинского театра подвластны любые сложности и задачи, с которыми они успешно справляются. Петербуржцы и гости северной столицы услышали в заглавной партии очаровательных солисток Академии молодых певцов Мариинского театра, лауреатов международных конкурсов: Цветану Омельчук и Дарью Росицкую. Обе певицы поразили незаурядной актерской игрой, богатством тембра голоса и яркой амплитудой оттенков. Охваченная домашними хлопотами и заботами Анджелина терпит укоры злого отчима дона Маньифико (Николай Каменский) и порицания сварливых сестер Клоринды и Тисбы (Кристина Гонца и Екатерина Латышева), насмехающихся над молодой девушкой и норовящих выйти замуж за иллюзорного принца.
Художник-постановщик Вячеслав Окунев остался верен реалиям времени сказки и не стал осовременивать спектакль. В этой постановке даже овощи не волшебные, пускай и бутафорские.
«Россини без тыквы обошёлся. Он был большой кулинар, у него одна из самых центральных сцен – это сцена за столом – tavola. Это когда люди едят. Один роскошный совершенно ансамбль такой. И, в общем, итальянская кухня там будет присутствовать»,
– поделился художник-постановщик оперы Вячеслав Окунев.
В большинстве мизансцен оперы преобладало заметное влияние известного фильма–оперы Жан-Пьера Поннеля «Золушка» (1981 год). Зачем это псевдоцитирование понадобилось режиссеру мариинского спектакля, остается лишь догадываться. Исполнители мужских ролей отличились не менее блестящей вокальной техникой и органикой игры. В их числе Владимир Феляуэр и Мирослав Молчанов в партии Алидоро, Клим Тихонов и Денис Закиров (принц Рамиро).
Оркестр Мариинского театра под управлением Андрея Иванова выступил чутким партнером солистов, радуя контрастной динамикой и подвижными темпами, характерными для этой неувядающей россиниевской партитуры.
Фото предоставлены Мариинским театром
Автор фото — Наташа Разина
Пока нет комментариев