Впечатления после просмотра спектакля «Мы были…», поставленном Ириной Шевченко в рамках программ дополнительного образования ГБОУ города Москвы «Воробьевы горы»  «Постановка в танцевальном театре» и «Техника театрального танца»

 

К спектаклям по событиям Великой Отечественной войны, где играют дети, я отношусь с опаской. Не жили, не были, не воевали (слава Богу!), но знать об этом, конечно, нужно. Ещё нужнее – понять и прочувствовать, какая трагедия произошла восемьдесят лет с лишним назад. «Мы были…» именно тот спектакль, где дети не только знают, но понимают и чувствуют, что они играют и о ком.

Хореографу-постановщику Ирине Шевченко удалось главное – все участники спектакля не только отображают события Великой Отечественной войны (от последнего мирного дня после выпускного до Победного 9 мая), но и становятся главными героями лихолетья. Тут нет первых и второстепенных. Все ребята в мизансценах-метафорах, будь то бой с фашистским снайпером, дуэль с асом или тяжкие будни в военно-полевом госпитале работают на создание нужного и правильного впечатления у зрителя.

Война всегда страшна и трагична, но в ней всегда находится место человечности. Она в последних минутах работы военного хирурга (Анастасия Яненко), которую только автоматная очередь в спину останавливает навсегда у операционного стола. Человечностью  пронизана сцена с падением советского самолёта с раненым летчиком (Алина Михайлова), когда его успевает вытащить из обломков ученик 5 «Б» класса Виктор Данилин (Винсент Хенчель), мечтающий стать художником (в нечастые минуты досуга он рисует друзей). Абсолютно трогательная и настоящая почтальон Ирина (Екатерина Аносова). Полевая почта бывает разной, и хорошо если приходят письма из тыла на фронт и обратно…А если похоронки? И много…? Я не понимаю, как это всё можно выдержать…

Спектакль Ирины Шевченко соткан из лучших образцов военной поэзии, советского кинематографа, сводок с фронта, голоса Левитана и современной музыки – произведений С. Гутхейнца, Г. Хариер-Барнса, Iday, Power Haus, К. Ренддла. Именно она задает тон напряжённости, динамики. Музыка выявляет ужас происходящего, рождает сопереживаемость происходящему на сцене. А ещё Ирина Шевченко играет роль Рока Войны – женщину-птицу («война» в русском языке женского рода), которая неустанно и с дьявольским постоянством ходит меж русскими солдатами, беженцами, детьми-партизанами, забирая их жизни. Но Победу и мир завоевывают все наши защитники, и Надежда Афанасьевна (Татьяна Мартынова), классная руководительница, видит снова всех своих учеников – живых и павших. Наверное, так и должно быть, если мы хотим сохранить память.

 

Фотограф: Наталья Владимировна Шевченко