В 1881 г. ушел из жизни Николай Григорьевич Рубинштейн. Его смерть стала тяжелой утратой не только для российского музыкального мира, но и лично для Петра Ильича Чайковского, которому Рубинштейн был очень дорог как друг, наставник и великолепный интерпретатор его произведений. Не всегда отношения между двумя музыкантами были простыми – например, Николай Григорьевич поначалу отверг Первый фортепианный концерт Чайковского, сочтя неисполнимым, но потом сам же блестяще исполнял его. Петр Ильич тяжело переживал смерть Рубинштейна: «В голове темно, да иначе и быть не может ввиду таких неразрешимых для слабого ума вопросов, как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее». Для композитора было естественным выражение переживаемой скорби в музыке – и Чайковский создает камерно-инструментальное произведение, которое посвящает памяти Рубинштейна – «Памяти великого художника», которое завершает в январе 1882 г.

Примечателен инструментальный состав, к которому обращается Чайковский – трио для скрипки, виолончели и фортепиано. К тому времени Петр Ильич был уже достаточно опытным композитором – он написал шесть опер, балет, четыре симфонии, множество романсов, проявил себя и в камерном жанре, создав три струнных квартета, но к фортепианному трио не обращался принципиально, хотя Надежда Филаретовна фон Мекк советовала ему это сделать. Чайковскому казалось противоестественным такое сочетание инструментов: с одной стороны – скрипка и виолончель с их певучим звуком, с другой – рояль, который, по его словам, «тщетно старается показать, что и он может петь, как его соперники», в то время как инструментальный ансамбль требует «равноправности и однородности». Что же заставило Петра Ильича обратиться к инструментальному ансамблю, который он так долго отвергал? Возможно, то, что Рубинштейн прославился в том числе и как замечательный ансамблист. Его выступления в составе камерных ансамблей, включая и фортепианные трио, неизменно вызывали горячий интерес публики. Чайковский признавался, что начало работы над Фортепианным трио ля минор потребовало от него некоторого усилия над собой, но постепенно сочинение увлекло его.

Фортепианное трио примечательно как первое произведение Чайковского, в котором тема противоречия между жизнью и смертью, столь часто возникающая в его творчестве, приходит к трагической развязке. Глубокий философский смысл образного содержания композитор подчеркнул тем, что все-таки озаглавил трио не «Памяти Рубинштейна», а «Памяти великого художника», определив тем самым предельную обобщенность замысла.

Структура цикла Фортепианного трио не имела аналогов ни в русской, ни в современной Чайковскому западноевропейской музыке: произведение состоит из двух частей. Первая – Pezzo elegiaco – в сонатной форме, но медленная. В главной партии сконцентрирована основная идея произведения: строгая, возвышенная мелодия начинается в благородном тембре виолончели, которой «отвечает» скрипка. Затем тема проходит в аккордовом изложении у фортепиано, а струнные сопровождают ее патетическими фигурациями и пассажами. Скорбной главной партии противопоставляется торжественная, но энергичная побочная. Печальные мотивы главной партии приобретают драматическое звучание в разработке: уплотняется фактура, ускоряется темп. В эпизоде возникает новая тема – лирическая и нежная. В репризе главная партия приобретает оттенок похоронного марша благодаря более строгой фактуре. После побочной партии вновь возникают интонации главной, а также темы эпизода. Звучание постепенно замирает.

Вторая часть – вариации на тему, безмятежность которой воспринимается как мысль о начале человеческой жизни, при этом тема наделена чертами русской песенности. Последующие вариации, будучи относительно завершенными, в то же время продолжают друг друга, при этом в вариационном цикле просматриваются черты сонатности: тему с первыми двумя вариациями можно уподобить главной партии, третью, четвертую и пятую – первой теме побочной, шестую – вальсообразную – ее второй теме, седьмую и восьмую – разработке, девятую, десятую и одиннадцатую – зеркальной репризе. Заключительный раздел – Variazione finale e coda – утверждает трагическую развязку в неумолимой поступи траурного шествия.

Фортепианное трио Чайковского было впервые исполнено в марте 1882 г. в Москве, исполнение было приурочено к годовщине смерти Рубинштейна. Зал был переполнен. Присутствовать при этом автор не мог, поскольку находился в Италии, и был расстроен не получив никаких известий – по его мнению, это означало, что премьера прошла незамеченной. Однако вскоре стало очевидно, что «музыканты московские очень хвалят это трио». Оценка критиков была не столь единодушной – в произведении усматривали «стилистические недостатки», отсутствие «целостного впечатления», но суждения становятся более благосклонными по мере того, как Трио приобретает известность за пределами России, а его исполнение становится значительным событием концертных сезонов в Лейпциге, Париже и Нью-Йорке.

В ноябре 1893 г., когда ушел из жизни Петр Ильич Чайковский, Трио «Памяти великого художника» звучало на вечерах, посвященных его памяти.

Все права защищены. Копирование запрещено