транскрипт

 

Добрый день, уважаемые слушатели!

Мы рады приветствовать вас на третьем концерте фестиваля современной музыки «Пять вечеров». Фестиваль полон открытий, как для слушателя, так и для мира – многие произведения  исполняются впервые: фестиваль в этом году представляет 10 мировых премьер. 40 участников-композиторов со всей России, именитые мастера и восходящие звезды, жаждут поделиться своими музыкальными открытиями и экспериментами для самых разных инструментальных составов и электроники.

Третий день назван в честь одной из мировых премьер этого года – «Песни цветов». Автор  — Лидия-Мария Кошевая, мастер театральной и вокальной музыки, представляет свое произведение – вокальный триптих для голоса и ансамбля, посвященный символике цветов. Триптих исполняется на разных языках. В музыкальном букете самые яркие и стойкие цветы. Средневековые «Розы» — танец и изысканной ритурнелью из Англии (на стихи Р. Херрика). Русские «Гвоздики» — хрупкие, изящные и сверкающие, словно утренний иней (на сонет П. Бутурлина). Но «Знали бы цветы» (а это-название заключительной части на стихи Гейне), что когда-нибудь их срежет безжалостное горе разбитого сердца – часть-эпилог звучит опустошенно и потерянно, словно тишина после неизбежной катастрофы.

Исполняют цикл солисты OpensoundOrchestra и Татьяна Бикмухаметова (голос).

Сейчас за окном поздняя осень, и хочется порой вспоминать теплое и светлое начало лета, когда цветущие липы наполняют городские улицы своим ароматом. Автор произведения говорит, что «Липа» — первое слово, пришедшее в голову после создания композиции. У известного петербургского композитора Мурата Кабардокова пересечений с «Липой» Шуберта из цикла «Зимний путь» гораздо больше, чем кажется на первый взгляд: и там, и здесь – жестокое противостояние непреклонного мира и человека на исходе сил, который постепенно обретает покой и исчезает в светлых грезах. Композитор же, не давая точных координат, предоставляет слушателю свободу интерпретации его произведения (disclaimer: диалог, описанный выше вашим покорным слугой, не претендует на истину в последней инстанции…)

«Липа» исполнена прекрасным дуэтом непреклонного фортепиано (Алексей Кудряшов) и растерянной виолончели (Ольга Калинова).

Неизвестная земля на юге, не отмеченная на картах, которая ждет своего открытия…Компас и математические расчеты не всегда приходят к единому мнению – юг географический отнюдь не равен астрономическому. Широты и меридианы, высоты и низменности, точки и линии в нотной карте – и первооткрыватель предвкушает шум теплого южного моря и порывы соленого бриза. Воздушные и виртуозные пассажи флейты и кларнета, которые то играют вместе, то перекликаются – и затягивают слушателя в свой кружащийся иллюзорный танец.

Известный композитор Алексей Глазков предлагает присоединиться к нему в волшебном и фантастическом путешествии к загадочной «Точке Юга» в компании виртуозов – мага попутного ветра Марии Корякиной (флейта) и чародея водных просторов Игната Красивока (кларнет).

На дивном юге мы слышим великолепное пение красавицы в ночной тиши иранского дворца… Звучит вокальный цикл Виктора Зиновьева на рубаи Омара Хайяма. Все стихотворения отдельные в своей основе, но вместе звучат как непрерывная песня, одно длинное стихотворение. Но, видимо, автор настолько не желал разрушить сладкое видение и разбудить жителей дворца, что в цикле вообще нет кульминации. И принцесса сама, по-видимому, иностранка – восточная арфа странно сочетается с западной вокальной мелодией.

Исполнили цикл – (придворная) арфистка Анастасия Алферова и Татьяна Бикмухаметова (в роли поющей восточной принцессы).

Дальше по курсу – самое странное произведение концерта: «Русь первобытная» Ивана Колованова. Но в то же время Русь «свингующая» (по утверждению ведущего – непревзойденного Б. Королька)?

За какие, простите, рога джаз был притянут к русской этнике – большой вопрос. Сам цикл написан для фортепиано (исп. Феодосия Миронова), ударной установки (Никита Винтер) и… ксилофона (Филипп Фитин). «Русь» выставила свои витые «рога» и тут же агрессивно поломала их о стулья в зале. Такое странное сочетание наталкивало на мысли о пляшущих костях и глиняных черепках в полусонном сознании уставшего археолога. Историческая ценность находок – весьма сомнительна, увы. Сочетание стилей не беспроигрышное, но подано совершенно невнятно – через пять минут следить за композиторской мыслью совершенно невозможно: драйв ради драйва. Но таким ли был первоначальный замысел? Тогда при чем здесь Русь – не ясно вдвойне.

Спустя 20 минут утомительной дремоты, звучит невразумительная «Черная сказка» Яна Круля для гитары соло – старался Алексей Чичилин. Весь масштаб композиторского замысла оказался напрочь стерт как нечеткими сказочными образами, так и камерностью звучания инструмента: тигры детских страхов почему-то обратились пугливыми мышами.

Перед следующим номером ведущий концерта внезапно сделал нелогичную отсылку к Шенбергу и его нелюбви к числу 13. Это он так, не без юмора, подошел к гептофилии (а это и правда так) автора – Тимура Исмагилова. Автор сам признается, что очень любит играть с числом 7 – и оно у него в одноименном произведении везде: септоли, семизвучные аккорды, количество частей… Удивительно мажорное настроение «Семь» (это название сочинения): общее текучее импрессионистическое звучание, в нем используются белоклавишные кластеры. Исполнение Феодосии Мироновой, что была за роялем, оказалось на высоте.

«Песни цветов» подошли к своему финалу. Искренне благодарим вас и непременно ждем на следующих концертах фестиваля. С вами был Музыкальный Скептик и до новых встреч!

 

Фото https://vk.com/video