«”Почтальон из Лонжюмо“? Это, наверное, про
Ленина во Франции» (из подслушанного разговора у театральной афиши)
Новая Опера в этом сезоне продолжала знакомить публику с раритетными названиями. Открыли сезон «Стиффелио» Джузеппе Верди, никогда прежде в Москве не ставившимся, затем – также впервые в российской столице – обратились к «Карлику» Александра фон Цемлинского. Российской премьерой стала концертная версия «Доктора Атома» Джона Адамса, состоявшаяся в рамках Крещенского фестиваля. А прозвучавший почти под самый занавес «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана – также в концертной версии – в России не появлялся без малого два столетия. Автора последнего у нас знают исключительно как автора балетов – тем больше оказалось желающих узнать его в ином качестве. Первоначально речь шла о сценической премьере, которую (очевидно, по финансовым соображениям) перенесли на следующий сезон, но и концертное исполнение стало событием.

Мария Буйносова, Клеман Нонсьё, Ярослав Абаимов
«Почтальон из Лонжюмо» – несомненный шедевр комической оперы, наследующий в одно и то же время как Оберу и некоторым другим соотечественникам композитора, так и Россини (чьи последние оперы, уместно напомнить, создавались как раз во Франции и на французском языке). Но даже и у себя на родине эта опера ставится крайне редко. Причин тут, собственно говоря, две, и обе лежат на поверхности: запредельная трудность заглавной теноровой партии и шитый белыми нитками сюжет (свежеиспеченный муж, соблазненный посулами звездной карьеры, покидает молодую жену даже не перед свадьбой, но непосредственно перед брачной ночью, а затем десять лет о ней даже не вспоминает, тогда как жена, внезапно получив богатое наследство вместе с титулом, поселяется в роскошном имении под Парижем и, неузнанная, вторично с ним венчается, чем едва не навлекает на него смертную казнь, каковая в те времена полагалась за двоеженство, но все кончается благополучно). Однако если имеются соответствующий тенор и талантливый дирижер, чувствующий себя в этой стилистике как рыба в воде, то пиршество для ушей гарантировано.
Дирижера – Клемана Нонсьё (лауреата второй премии Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова, проходившего в Москве в прошлом году) – выписали непосредственно из Франции. И надо сразу отметить, что столь изысканно и с таким упоением французские оперы романтического периода у нас еще не звучали.

Ярослав Абаимов, Клеман Нонсьё
Тенор нашелся в стенах самой Новой Оперы – хорошо знакомый москвичам и не только им Ярослав Абаимов. Он прекрасно справился с архитрудной партией почтальона Шаплу (превратившегося во втором акте в тенора-премьера Сен-Фара). Случались, правда, мелкие сбои, когда певец слишком резко подчас пытался «атаковать» ту или иную сверхвысокую ноту, но и тут не терял контроля за ситуацией и продолжал петь, как ни в чем не бывало, не теряя качества. К тому же, помимо сугубо технической стороны, Абаимов почти что идеально освоился в этой музыкальной стилистике, продемонстрировал уверенное владение французским языком.
Хороши были обе Мадлен – Мария Буйносова и Валерия Бушуева. В качестве Маркиза де Корси я бы отдал предпочтение Александру Попову перед Антоном Бочкаревым из первого состава, а в партии Бижу – Дмитрию Орлову перед Борисом Жуковым.

Поклоны
Что в итоге придумает по части сценического решения Евгений Писарев, мы узнаем примерно через год, но основную «тональность» своего подхода режиссер обозначил уже сейчас с помощью остроумного стихотворного комментария (написанного специально по такому случаю Сергеем Плотовым), который сам же и читает, и в котором, помимо прочего, сюжетные нелепости нисколько не сглаживаются, но даже, напротив, всячески акцентируются, что способствует достижению комического эффекта едва ли не больше, чем сами ситуации…
***
И «Почтальон из Лонжюмо», и другие события прошедшего сезона Новой Оперы планировались еще Валентином Урюпиным (который вынужден был покинуть пост музыкального руководителя театра незадолго до его начала). В целом сезон оказался удачным, хотя самого Урюпина за пультом очень уж не хватало. Но «Доктор Атом» «выстрелил» и под весьма достойным управлением Федора Леднева. «Карлик» ярко прозвучал под управлением Карена Дургаряна (который, правда, куда менее впечатлил в предшествовавшей тому «Иоланте» Чайковского). А «Почтальон из Лонжюмо» уже изначально заявлялся именно с Клеманом Нонсьё.

Ян Латам-Кёниг дирижирует Вторую симфонию Малера
А вот из симфонических программ, бывших одной из главных изюминок предыдущего сезона прежде всего благодаря участию Урюпина, настоящей большой удачей стало, пожалуй, лишь исполнение Второй симфонии Малера с Яном Латам-Кёнигом (по-прежнему занимающим пост главного приглашенного дирижера театра). В этом сезоне Вторая симфония уже неоднократно звучала в Москве: ее исполняли, в частности, оркестр Большого театра с Дмитрием Лиссом и Госоркестр Татарстана с Александром Сладковским. Оркестр Новой Оперы под управлением Латам-Кёнига сыграл ее нисколько не хуже поименованных грандов, а дирижерская интерпретация была предельно убедительной и захватывающей. На должной высоте были также хор театра (главный хормейстер Юлия Сенюкова) и обе солистки (Агунда Кулаева и Кристина Пономарева).
Цикл «Все симфонии Малера» тоже был задуман Валентином Урюпиным, завершившим прошлый сезон потрясающим исполнением Третьей. В новом сезоне, с его же подачи, объявлен цикл концертов к 200-летию со дня рождения Антона Брукнера (тезки директора Новой Оперы)…
«Почтальон всегда звонит дважды», гласит заглавие знаменитого романа Джеймса Кейна. И «Почтальон из Лонжюмо» обещает второй раз «прозвонить» уже меньше чем через год. А может быть, в том же году прозвучит и другой звонок от какого-нибудь другого почтальона: лед тронулся, и маэстро может вернуться?..
Автор фото — Екатерина Христова
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев