(1895–1963)
Выдающийся немецкий композитор Пауль Хиндемит прожил долгую и творчески насыщенную жизнь. Его творения, не у всех современников находившие понимание, стали новым словом в искусстве. Будучи свидетелем двух мировых войн и других потрясений ХХ столетия, композитор через всю жизнь пронес убеждение: «Музыка должна быть превращена в моральную силу».
Будущий композитор родился в городе Ханау, расположенном в земле Гессен, но позднее семья переехала во Франкфурт-на-Майне. Пауль был старшим из трех детей маляра-штукатура. Отец был любителем музыки, играл на цитре, и под его влиянием Пауль тоже увлекся искусством и начал осваивать разные музыкальные инструменты. К тринадцатилетнему возрасту он умел играть на скрипке, альте, контрабасе, фортепиано, ударных – и начал зарабатывать, играя в ресторанах, опереточных и курортных оркестрах, а в четырнадцать лет поступил во Франкфурте в частную консерваторию. Его наставником был Адольф Ребнер. В квартете, который тот возглавлял, Пауль исполнял партию второй скрипки, а позднее – альта. Наряду с искусством скрипичной игры он обучался композиции у Арнольда Мендельсона – знатока старинной немецкой полифонической музыки для органа, а также у Бернхарда Секлеса – оперного композитора.
Еще будучи студентом, Хиндемит стал концертмейстером в оркестре Франкфуртской оперы, но во время Первой мировой войны – в 1916 году – он был призван в армию, где стал барабанщиком в полковом оркестре. Война оказала сильное воздействие на мировоззрение композитора: всю жизнь он ненавидел милитаризм и был истинным интернационалистом, воспринимая музыку как примиряющую силу.
Обязанности полкового музыканта оставляли время для сочинения музыки. В период военной службы композитор создал Концерт для виолончели, «Веселую симфониетту», Фортепианный квинтет и ряд вокальных сочинений.
По возвращении из армии Хиндемит продолжал работать в оркестре, а также играл на альте в квартете Ребнера, но музыкальные вкусы наставника уже казались ему излишне консервативными, и он перешел в другой квартет, возглавляемый Ликко Амаром. Среди сочинений тех лет – Сонатина для скрипки, три оперы – «Убийца, надежда женщин», «Нуш-Нуши» и «Святая Сусанна», балет «Демон», сонаты для альта и фортепиано, а также для альта соло. Истинной сенсацией стало исполнение его Квартета № 2 на Донауэшингенском фестивале в 1921 году. Однако публика на этом фестивале – либеральном по своему духу – была готова к музыкальному новаторству, а о большей части концертной и оперной публики того времени подобного сказать нельзя, и творения Хиндемита нередко воспринимались «в штыки», премьеры его опер сопровождались скандалами. Зато большой успех имели его камерные сочинения, в которых композитор использовал элементы джаза.
С 1927 года композитор жил в Берлине, где преподавал в Высшей музыкальной школе. В педагогике он тоже показал себя новатором. На занятиях по инструментовке он требовал, чтобы ученик мог исполнить произведение на том инструменте, для которого оно написано. Но главный вопрос, занимавший композитора тогда, был таков: «Для кого создается музыка?» Вопрос не был праздным: это была эпоха, когда за счет новых технических средств музыкальное искусство становилось доступным всё более широкому кругу слушателей, возникло такое явление как Gebrauchsmusik (буквально «потребляемая музыка») – прикладная, бытовая музыка, которую могли исполнять непрофессионалы. У некоторых деятелей искусства это вызывало беспокойство, но Хиндемит воспринимал такой процесс как нечто естественное, полагая, что искусство не должно замыкаться в узком профессиональном кругу. Он создавал произведения для самодеятельных исполнительских коллективов: «Музыку для струнного оркестра, флейт и гобоев», хоровые песни и другие подобные сочинения.
В 1929 году состоялась премьера пародийной оперы Хиндемита «Новости дня». В том же году прекратил существование квартет Амара, в котором Хиндемит играл несколько лет. В последующие годы Хиндемит он выступал в составе струнного трио, концертировал как альтист-солист, а также как дирижер. Среди сочинений 1930-х годов – «Концертная музыка для альта и камерного оркестра», хоры на стихи Бертольда Брехта, оратория «Бесконечное», а также произведение «Мы строим город», жанр которого определен как «детская музыкальная игра». Одно из самых значительных творений Хиндемита в то время – опера «Художник Матис», раскрывающая тему взаимоотношений человека искусства с жестоким миром. Эта тема была близка композитору – после прихода Гитлера к власти для него настали тяжелые времена: его искусство определяли как «дегенеративное», Геббельс называл его «атональным шумовиком». Это побудило композитора покинуть родину.
С 1935 года он по приглашению Мустафы Кемаля Ататюрка занимался в Турции реорганизацией системы музыкального образования, а с 1940 года жил в США. В том же году он написал Симфонию ми-бемоль мажор (прежде Хиндемит не обращался к этому жанру), а также балет «Четыре темперамента» для труппы Джорджа Баланчина. С 1941 года он ежегодно писал рождественские мотеты. В 1942 году он создал фортепианный цикл «Ludus tonalis». В то же время композитор преподавал в Йельском университете и работал над музыкально-теоретическими трудами.
Начиная с 1947 года композитор несколько раз посещал Европу, а в 1953 году возвратился туда и поселился в Швейцарии, где преподавал в университете в Цюрихе. В последующие годы были написаны оперы «Гармония мира» и «Долгий рождественский ужин», кантата «Летите, быстрые ангелы», «Питтсбургская симфония».
Пауль Хиндемит ушел из жизни в 1963 году. Согласно его завещанию, в швейцарском городе Блоне был учрежден Фонд Хиндемита, призванный распространять его творческое наследие и оказывать материальную поддержку заведениям, занимающимся музыкальным воспитанием.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев