Стартовала оперная программа юбилейного 10-го фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», который проводится в столице Ассоциацией музыкальный театров при поддержке Министерства культуры России и Президентского фонда культурных инициатив.

 

Опера «Пётр Первый» Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки

Несмотря на то, что в столице имеется пять оперных театров, и все они принимают участие в фестивале «Видеть музыку», начало его оперной программе положили не они, а региональные коллективы: два вечера подряд на сцене «Новой оперы» им. Евгения Колобова царили гости Москвы, показывая настоящий оперный эксклюзив. Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки привез оперу московского композитора Михаила Богданова «Пётр Первый», а Белгородская государственная филармония предложила столичной публике опус белгородских композиторов-супругов Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой «Белгородский полк. Засечная черта».

Оба произведения объединяют общие черты. Во-первых, они созданы нашими современниками буквально только что: белгородский опус появился три года назад, а мировая премьера челябинской оперы состоялась в этом году. Таким образом, «Видеть музыку» выполняет архиважную и благородную миссию – поддерживает современных композиторов и коллективы, которые берутся за новое, которое всегда рисковое и с трудом пробивает себе дорогу (и так было во все времена, не только сегодня), к тому же фестиваль дает возможность московской публике и критике увидеть и услышать эти новые произведения, а что греха таить – испытание Москвой, прокат перед столичными меломанами и профессионалами – это настоящий экзамен в москвоцентричной музыкально-театральной жизни России.

Опера «Пётр Первый» Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки

Во-вторых, оба они объединены петровской тематикой. Петровская тема весьма популярна в современной России: после отказа от советского идеологического дискурса и при фактическом отсутствии какого-либо внятного нового нарратива для постсоветской страны историческая фигура царя-преобразователя выдвинулась на первый план. Три года назад процесс был подстегнут большим юбилеем – 350-летием со дня рождения Петра. В этой связи в музыкальном театре вновь вспомнили об опере ленинградского композитора Андрея Петрова «Пётр Первый» (ее исполнили в Екатеринбурге и Саратове), а для питерской Музкомедии американский композитор Фрэнк Уайлдхорн написал новый одноименный мюзикл. Аналогичным путем решили идти и в Челябинске и Белгороде: предложить новинки. Хотя юбилей уже отгремел, но незаметно подкрался другой: 300-летие со дня смерти монарха. Правда, в реализации темы в двух произведениях проявились и отличия: в челябинской опере царь-реформатор – ключевая фигура повествования, новинка собственно о нем, а вот в белгородском опусе царь оказывается за кадром, его фигура – лишь исторический фон, на котором разворачиваются изображаемые события.

Праздничная по средствам выразительности, где превалирует звучание медных духовых, но одновременно и драматическая по накалу развернутая увертюра челябинского «Петра» – первое, что слышит публика, пришедшая в зал, сразу погружаясь в мир традиционной исторической оперы. Музыкальный язык Богданова доступен слушателю любого уровня подготовки, он рассчитан не только на утонченного меломана. Яркие мелодии у солистов, в которых слышатся отголоски советского песенного мелоса, обилие ансамблей, развернутые хоры, патриотические массовые песни (в том числе с аллюзиями на моднейшие современные композиции – например, от поп-идола Шамана), военные марши, балетные дивертисменты – в опере Богданова все это есть: получилась настоящая русская гранд-оперá, в которой ощутимо родство с отечественными образцами жанра XIX – XX веков.

Опера «Пётр Первый» Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки

Сюжетно авторы оперы останавливаются на трех ключевых событиях в жизни монарха (в сочинении как раз три акта) – поражении под Нарвой, и двух блистательных победах – на суше (под Полтавой) и на море (у мыса Гангут). Стало быть, батальные сцены играют крайне важную роль в новом сочинении. Но не только они – есть и лирические зарисовки (связаны с отношениями царя с Екатериной), находится и место всевозможным интригам (Мазепы, пани Дульской и митрополита Заленского, Карла XII), словом, обрисовано обширное историческое полотно, вобравшее в себя много линий и известных всем персонажей.

Как и многие русские классические оперы, тесно связанные с событиями русской истории, новый «Пётр Первый» властно требует реалистической интерпретации при своем театральном воплощении: привязка к эпохе, к конкретным событиям и личностям не дает здесь большого поля для интерпретационных вольностей. Режиссер Иркин Габитов, художник Вячеслав Окунев, балетмейстер Игорь Колб, художник по свету Ирина Вторникова, художник по видео Виктория Злотникова не спорят с этим императивом – разворачивают на сцене красочный калейдоскоп зарисовок переломного в судьбах России времени, предлагая реалистический в своей основе спектакль, но решенный современными технологическими средствами. Получилось масштабно, драматически насыщенно, визуально очень красиво, эстетично.

Опера «Пётр Первый» Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки

Музыкальное руководство осуществил маэстро Евгений Волынский, под чью чуткую палочку оркестр и хор (хормейстер Наталья Макарова) звучат очень качественно и выразительно, рисуя впечатляющую музыкальную фреску о грандиозных по масштабу событиях. Солисты радуют сильными красивыми голосами, музыкальностью и четкостью дикции, что для новой оперы немаловажно. Сегодня опера – жанр консервативный, мало развивающийся, теснимый многочисленными конкурентами из прочих видов искусств и жанров. Тем ценнее инициатива челябинцев, подарившая миру и России новое сочинение, доказывающая, что «старушка опера» еще далеко не исчерпала свой потенциал и может быть интересна и публике XXI века.

Пример этой конкуренции отчасти – второй опус, показанный в Москве. Хотя «Белгородский полк. Засечная черта» заявлен авторами (композиторами и либреттистом Виктором Овчинниковым) как опера, по многим чертам опус трудно отнести к этому жанру. Презентационная плакатность, подчеркнутая номерная структура, превалирующая статика и малый объем собственно действия, неочевидные драматургические связи заставляют говорить скорее о произведении кантатно-ораториального плана, где сольные высказывания вокалистов – портреты героев и их психологических состояний, а мощные хоровые и оркестровые зарисовки являются колоритным фоном. Кроме того, произведение исполняется со звукоусилением – его введение первоначально было оправданно тем, что оно игралось на сценах Белгородской области, не имеющих пригодной естественной акустики, – благодаря этому опус приобрел очевидный привкус мюзикловости.

Опера «Пётр Первый» Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки

Бесспорная новация «Белгородского полка» — использование вместо традиционного симфонического оркестра коллектива иного плана – оркестра народных инструментов. Игра Белгородского академического русского оркестра под управлением маэстро Евгения Алешникова безусловно усиливает русский национальный колорит – и это новшество кажется не просто уместным, а удачным в новом сочинении, его стоит взять на вооружение композиторам, которые впредь будут сочинять музыкально-театральные произведения на национальную тематику. Музыка белгородских авторов отличается жанровым разнообразием и экспрессивностью, лирическое контрастирует драматическому, походные марши и батальные фрагменты – бытовым народным зарисовкам. Весьма удачна увертюра, есть очень выразительные арии – например, второе сольное высказывание Фельдмаршала Шереметева, прозвучавшее в исполнении маститого солиста Большого театра Владимира Байкова ярко и глубокомысленно.

Сюжет сочинения базируется на фрагменте поэмы Игоря Чернухина «Бел-город», рассказывающем об одном дне жизни пограничного Белгородского полка, охраняющего знаменитую Засечную черту, накануне важного исторического события – Полтавской битвы, в которой полку предназначено принять участие. Патриотический посыл сочинения очевиден – через уроки истории он взывает ко дню сегодняшнему, ведь героическая белгородская земля и ныне – на переднем крае борьбы с внешним врагом, без преувеличения – буквально на линии фронта.

Режиссура Петра Татарицкого отличается лапидарностью, его же сценография весьма условна, зато костюмы солистов и хора скорее реалистичны, соответствуют петровской эпохе. Помимо оркестра в московском спектакле отлично себя проявили филармонический хор (хормейстер Елена Алексеева) и ансамбль танца (балетмейстеры Александр Манжола и Мария Амелина). Интересно было слушать и белгородских солистов – Василия Задорожного, Ирину Хубаеву, Ивана Григорьева, Наталью Воскресенскую, а также приглашенного из Донецка Алексея Аносова. Примечательно, что одну из небольших вокальных партий (Старого солдата) исполнил сам композитор Николай Бирюков. Белгородская филармония этим проектом заявила о своих театральных амбициях – эксперимент оказался любопытным, заслуживающим внимания.

 

 

Фото — Елены Лапиной