29 августа 2023 года закончились Летние Балетные Сезоны, которые двадцать второй раз проходили в Москве на сцене Российского академического Молодежного театра. Но уже через два месяца у зрителей появилась возможность вновь увидеть понравившихся им летом танцовщиков в немеркнущих шедеврах классического хореографического искусства. 30 октября 2023 года в РАМТе состоялся спектакль «Щелкунчик» П. Чайковского в исполнении постоянного участника Летних Балетных Сезонов – труппы «Русского Классического Театра Балета» под руководством Валентина Грищенко.

Мари — Альдина Яхина, Дроссельмейер — Максим Маринин, Щелкунчик-Кукла — Екатерина Токарева. Фото Андрея Степанова

На дневной спектакль «Щелкунчик» в РАМТе пришло больше детей, чем взрослых. Отрадно было услышать, что некоторые родители привели своих маленьких детей на балетный спектакль впервые. Думаю, что всем детям и взрослым, собравшимся в этот день в уютном зале РАМТа, очень повезло: перед их глазами предстало красивое и увлекательное действо.

Зрители увидели великолепные декорации: празднично украшенный зал с нарядной новогодней ёлкой в доме Штальбаумов; заснеженный зимний лес, где начинается путешествие Мари и Принца; сказочное царство, похожее на билибинский городок и напоминающее о том, что «Щелкунчик» – это немецкая сказка на русский лад.

С первых звуков увертюры и на протяжении всего спектакля маленькие и взрослые зрители слышали чарующую музыку композитора П. Чайковского в блестящем исполнении оркестра под управлением дирижера Николая Винокурова. В музыке тоже звучат русские напевы, например, в знаменитом вальсе снежных хлопьев, а также в танце русских персонажей, прибывших на бал поздравить Мари и Принца.

Сцена из балета «Щелкунчик». Принц — Сергей Скворцов, Мари — Альдина Яхина

Но музыка не просто сопровождала все действие балета, она «пропевалась» движениями классических и характерных танцовщиков, за которыми с неослабевающим вниманием и нескрываемым восторгом следило несколько сотен зрительских глаз.

Главные партии в описываемом спектакле исполнили молодые, талантливые артисты балета: Альдина Яхина (Мари) и Сергей Скворцов (Принц). На сцене они выглядят, как красивый и гармоничный дуэт. И Яхина, и Скворцов обладают замечательным даром вдохновлять партнеров по спектаклю, и эта магическая энергия мгновенно овладевает залом, рождая атмосферу сопереживания всему происходящему на подмостках.

Альдина Яхина наделена исключительным сценическим обаянием. Ее исполнительской манере присущи одухотворенность, лирическая проникновенность, изящество и кантилена движений. Альдине Яхиной чужды показная бравурность, напористость, чем грешат многие современные исполнительницы партии Мари, разрушая тем самым поэтичность этого пленительного балетного образа.

Находясь в зале, я видела, что искренность, с которой Альдина Яхина передавала тончайшие движения души своей юной героини, находила горячий отклик в сердцах юных зрителей. Вместе с Мари-Яхиной они радовались разноцветным огонькам, зажигавшимся на новогодней елке, удивлялись диковинным фокусам, которые показывал крестный Мари – добрый Дроссельмейер (Максим Маринин); восхищались заводными, механическими куклами: Арлекином (Денис Тюрин), Коломбиной (Кристина Бердникова), Арапом (Кирилл Ширко).

Мари — Альдина Яхина. Фото Андрея Степанова

В па де катр главной героини балета, ее брата Фрица (Дарья Меринова), Дроссельмейера и Щелкунчика-Куклы (Екатерина Токарева) Мари-Яхина сумела показать доброту и щедрость души девушки-подростка. Когда Фриц ломает забавного, нескладного, но беззащитного и беспомощного Щелкунчика, Мари-Яхина горько плачет, выражая сочувствие и жалость к несчастному кукольному человечку.

Готовность к деятельному участию, добру и смелому поступку проявляет Мари-Яхина и в сцене сражения Щелкунчика-Куклы со злобным, жутким и отвратительным Мышиным Королем (Никита Шуба) и его мышиного полчищем. Чтобы спасти Щелкунчика, Мари-Яхина отважно бросает в Мышиного Короля свою туфельку. И происходит чудо: несуразный Щелкунчик-Кукла превращается в прекрасного и стройного Принца. Партию Принца в октябрьском спектакле «Щелкунчик» в РАМТе исполнял приглашенный ведущий солист нескольких российских частных театров – Сергей Скворцов. Этот виртуозный и артистичный танцовщик пятый год участвует в Летних Балетных Сезонах, проходящих на сцене Российского академического Молодежного театра, он давно завоевал горячую любовь зрителей и удостоился лестных отзывов маститых критиков. Москвичи и гости столицы хорошо помнят блистательное исполнение Сергеем Скворцовым Базиля в дуэте с Китри – Алевтиной Касаткиной в балете «Дон Кихот»; Альберта – в дуэте с Жизелью – Надеждой Ивановой, Зигфрида – в дуэте с Алисой Вороновой и Лилией Ореховой, в разные годы исполнявших с Сергеем Скворцовым партию Одетты – Одиллии, в балете «Лебединое озеро».

Мари — Альдина Яхина, Принц — Сергей Скворцов. Фото Андрея Степанова

В балете «Щелкунчик» Принц-Скворцов предстает как воплощение мечты юной Мари-Яхиной. А само их путешествие обретает иносказательно-аллегорическое значение: это сон-мечта, сон-грёза взрослеющей героини, переходящей из детства в пору юности.

Вдохновленный сочувствием и поддержкой Мари-Яхиной, Принц-Скворцов окончательно побеждает Мышиного короля, олицетворяющего в балете силы зла. В высоких полетных прыжках, пересекающих всю сцену, Принц-Скворцов выражает героический порыв, неукротимую энергию, неодолимую волю к победе над злом и коварством.

Принц в трактовке Сергея Скворцова не только мужественный, отважный и благородный герой, но одновременно и эстетически утонченный романтик. Когда зло повержено и восторжествовали добро и справедливость, Принц-Скворцов с Мари-Яхиной устремляется в необъятный, неведомый и манящий мир, мечтая вместе со своей избранницей познать его неисчерпаемую красоту, обрести подлинный смысл бытия, испытать счастье деятельной жизни.

Принц — Сергей Скворцов, Мари — Альдина Яхина. Фото Андрея Степанова

Выражением многокрасочного богатства бытия и его неисчерпаемого культурное разнообразие в спектакле «Щелкунчик» становятся самобытные характерные танцы влюбленных пар разных национальностей, прибывших на сказочно-чудесный бал, чтобы приветствовать Принца-Скворцова и Мари-Яхину.

В отличие от механических движений заводных игрушек первого действия, артисты, исполнявшие колоритные национально-характерные танцы во втором действии, не были похожи на кукол. В соответствии с характером музыки П. Чайковского они сумели наполнить танцы влюбленных из разных уголков света живым теплом, мягким юмором, человечностью. Неудивительно, что каждый из пяти танцев: испанский (Екатерина Токарева, Евгений Ермаков); индийский (Юлия Прошкина, Максим Маринин); китайский (Ксения Овод, Денис Тюрин); русский (Юлиана Гришанова, Дарья Меринова, Никита Шуба); французский (Кристина Бердникова, Кирилл Ширко) – вызывал в зале громкие аплодисменты.

Проникновенно, с большим актерским и техническим мастерством исполнили Сергей Скворцов и Альдина Яхина кульминационное адажио. Звукам светлой, ликующей музыки П. Чайковского в танце Принца- Скворцова и Мари-Яхиной соответствовали сложные и красивые воздушные поддержки. Мари-Яхина то высоко парила в сильных руках Принца-Скворцова, то на миг застывала в великолепных скульптурных позах, напоминая шедевры гениального ваятеля Огюста Родена. Так в этом адажио выражалось чувство возвышенно-поэтической любви, которое расцвело в душе героев.

Принц — Сергей Скворцов, Мари — Альдина Яхина. Фото Андрея Степанова

Хотя в финальной коде описываемого спектакля «Щелкунчик» на Мари не надевали венчальную фату, а на Принца – алый плащ (как это происходило в хореографической версии Ю. Григоровича), однако вся эта сцена воспринималась как обручение Принца-Скворцова и Мари-Яхиной.

Кстати, именно так заканчивалась сказка Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик» и Мышиный Король», вчитываясь в глубокий смысл которой П. Чайковский создавал свою балетную партитуру. Любовь и сострадание героини Гофмана сказки побеждали злые чары и возвращали племяннику Дроссельмейера, превращенному в уродливого Щелкунчика, его человеческий облик.

На мой взгляд, многозначная симфоническая музыка Чайковского допускает такое толкование, близкое первоисточнику. Недаром в некоторых современных постановочных редакциях «Щелкунчика» в финале балета Дроссельмейер знакомит Мари со своим юным племянником, точь-в-точь похожим на Принца – героя ее сновидений и грез.

Щелкунчик-Кукла — Екатерина Токарева Дроссельмейер — Максим Маринин Фото Андрея Степанова

Что касается рассматриваемого октябрьского спектакля в РАМТе, то, по моему убеждению, не стоит сначала перед сценой сна юной героини под ёлкой, а затем после ее пробуждения в финале балета дарить ей вторую, маленькую, плоскую игрушку Щелкунчика. Пусть Мари засыпает, обнимая большого Щелкунчика, который скорее похож на живое существо, чем на куклу, и, просыпаясь благодарит того же Щелкунчика за навеянные им мечты о будущей взрослой жизни, о большой любви и преданной дружбе. Такой финал обогатит балет ассоциациями, близкими и понятными как маленьким, так и взрослым зрителям, и они вновь захотят посетить спектакли «Щелкунчика» в РАМТе в новогодние и рождественские праздники.