(1929–2009)
Любители балетного искусства когда-то говорили, что в Театре им. С.М.Кирова танцуют «три К». Одной из этих «К» считалась Ирина Александровна Колпакова, другой – Габриэла Трофимовна Комлева, а третьей – Нинель Александровна Кургапкина.
Будущая балерина появилась на свет в Ленинграде. Семья, в которой она родилась, была далеко не богатой: родители, Нинель с братом и сестрой и их бабушка жили в одной комнате. В родном городе начинался ее путь в балетное искусство. Кургапкина получила образование в Ленинградском хореографическом училище, где наставницей ее были Агриппина Яковлевна Ваганова. Часть студенческих лет пришлась на Великую Отечественную войну, три года студенты и преподаватели провели в эвакуации. Условия были ужасающими: иной раз приходилось, выполняя одной ногой упражнения, на другую надевать валенок. Но Ваганова своим примером вдохновляла учеников.
Завершив обучение в 1947 году, Нинель была принята в Театр им. Кирова. Начало карьеры было непростым – в первые годы Кургапкина не получала никаких партий, кроме танцев в оперных спектаклях. Очень помогла ей моральная поддержка Вагановой, которая верила в свою ученицу – благодаря ее уверенности Кургапкина так и не ушла из Театра им. Кирова, хотя приглашения от других театров были. И постепенно она стала получать партии в балетах.
«Звездным часом» стала для артистки встреча министров иностранных дел четырех держав – СССР, США, Великобритании и Франции – проходившая в Берлине в 1954 году. Кургапкина удостоилась чести выступить перед участниками этого мероприятия наряду с такими исполнителями, как Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс. Она танцевала перед высокопоставленной публикой «Пламя Парижа», и Энтони Иден – английский министр иностранных дел, известный как консерватор, заявил, что готов изменить свои политические убеждения, если Французская революция так хороша, как Кургапкина. После успеха на столь высоком уровне карьера на родине была обеспечена.
В репертуаре Кургапкиной были и Одетта, и Жизель, но эти роли она исполняла очень недолго. Талант ее в полной мере раскрывался с других партиях – бравурных, искрометных – таких, например, как Китри в «Дон-Кихоте». Эту партию она исполняла даже в пятидесятилетнем возрасте, блестяще справляясь со всеми техническими сложностями – это было поистине артистическим подвигом! Блестяще удавались ей партии комедийные, гротесковые – например, Чертовка в «Сотворении мира». Одна из партий такого плана – Анна Андреевна в «Ревизоре» – создавалась специально для Кургапкиной.
Нинель Александровна покоряла публику и пламенным темпераментом, и прыжками и вращениями, в которых демонстрировала прямо-таки фантастическую энергию. Но если в классических партиях виртуозную технику проявляли многие балерины, то были и такие отдельные номера, которые не мог исполнять никто кроме Кургапкиной. Таковы были, например, вальсы на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и Морица Мошковского, которые она исполняла в дуэте с Борисом Яковлевичем Брегвадзе – их иногда приходилось бисировать неоднократно, столь запредельное восхищение проявляла публика.
Среди партнеров Кургапкиной были Михаил Николаевич Барышников и Рудольф Хаметович Нуреев. Последний стал таковым сразу же, как окончил хореографическое училище. Нуреев отличался непростым характером, но Нинель Александровна сумела найти с ним общий язык: во время репетиций он выполнял все ее требования.
Сценическую деятельность Кургапкина завершила в 1981 году. Ей было в то время пятьдесят два года – это почти на полтора десятка лет позднее, чем обычно уходят со сцены артисты балета, но Нинель Александровна в то время демонстрировала такую форму, что многие сомневались: не слишком ли рано она уходит?
Так или иначе, балерина покинула сцену и посвятила себя деятельности педагога-репетитора. Среди артисток, с которыми она работала в таком качестве – Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе, Татьяна Ткаченко. Последняя сначала работала с другим педагогом-репетитором (хотя и мечтала попасть именно к Кургапкиной), но когда Ткаченко получила заглавную роль в балете «Лауренсия», Кургапкина решила, что эту роль балерина должна репетировать именно под ее руководством – ведь Лауренсия была одной из любимых партий Кургапкиной. С нею Ткаченко подготовила партию Лауренсии всего за два дня – поистине, это был рекорд, достойный Книги Гиннеса!
В последние годы жизни Нинель Александровна философски относилась к своему возрасту: она утверждала, что в душе вовсе не ощущает, что ей так много лет, а ее энергии могли бы позавидовать многие молодые. Несмотря на почтенный возраст, она продолжала работу педагога-репетитора и не собиралась уходить на покой. Жизнь ее оборвалась неожиданно: в мае 2009 года Нинель Кургапкина погибла в автомобильной катастрофе. Виновник происшествия так и не был найден. Вскоре после смерти балерины в Академии им. А.Я.Вагановой был проведен открытий урок, посвященный ее памяти.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев