На сцене Кремлёвского Дворца состоялся показ «необыкновенного концерта» Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, в котором приняли участие более 150 воспитанников в возрасте от 10 до 19 лет
Зрители увидели фрагменты из классических балетов «Пробуждение Флоры», «Венгерская рапсодия», «Наяда и Рыбак», «Спящая красавица». В программу вошла также мировая премьера одноактного балета «Танцы на свадьбе» на музыку Энрике Гранадоса. Показ концерта в Москве на сцене Кремлевского Дворца осуществлен в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» – крупнейшего в истории государственного проекта поддержки развития российских вузов.
Почти три века в учебном заведении, которое прошло путь от Танцевальной школы до Академии русского балета, развивается мастерство классического сценического танца, основанное на уникальных методиках преподавания. За эти годы Школа сумела сохранить и развить традиции, накопленные поколениями танцовщиков и педагогов, завоевала признание миллионов поклонников балета у нас в стране и за рубежом.
Здесь в разные годы учились такие корифеи классического балетного искусства, как Агриппина Ваганова, Диана Вишнёва, Наталья Дудинская, Светлана Захарова, Авдотья Истомина, Тамара Карсавина, Ирина Колпакова, Матильда Кшесинская, Ульяна Лопаткина, Анна Павлова, Марина Семёнова, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Алла Шелест… Михаил Барышников, Вацлав Нижинский, Рудольф Нуреев, Константин Сергеев, Юрий Соловьёв, Вахтанг Чабукиани…
Своеобразие нынешнего «необыкновенного концерта», придуманного и организованного ректором Академии народным артистом России Николаем Цискаридзе, заключается в том, что все номера созданы в разные годы в Петербурге петербуржскими хореографами и исполняются выпускниками и учащимися Петербургской академии русского балета.
В этом году своих учениц представляют профессор Марина Васильева и старший преподаватель Ирина Желонкина; мужской состав подготовили старшие преподаватели Фетон Миоцци и Алексей Ильин.

Флора – Екатерина Морозова (педагог Н. Цискаридзе), Аврора – Екатерина Ефимова (педагог И. Желонкина), Диана – Полина Парфёнова (педагог Н. Цискаридзе),
Геба – Веселина Илиева (Болгария) (педагог Н. Цискаридзе)
Открывал «необыкновенный концерт» знаменитый Pas de quatre олимпийских богинь «Розарий» из балета Дриго «Пробуждение Флоры» (хореография Мариуса Петипа и Юрия Бурлаки) в исполнении Екатерины Морозовой (Флора), Екатерины Ефимовой (Аврора), Полины Парфёновой (Диана) и Веселины Илиевой (Геба). В многоо́бразных соло и грациозных ансамблях будущие балерины демонстрировали виртуозную легкость, присущий юности азарт, трогательную веру в происходящее, возвышенную поэтичность с четким соблюдением канонов и петербургского стиля классического танца, характерных для выпускниц Вагановской школы.
Продолжила концерт «Венгерская рапсодия» Льва Иванова. Этот дивертисмент, ставший образцом характерного танца, он поставил на музыку 2-й Венгерской рапсодии Ференца Листа в 1900 году. Ирина Генслер, известная характерная танцовщица, не просто восстановила шедевр Иванова, а, сделав акцент на остром листовском ритме с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, превратила его в триумф страстного венгерского танца. Юные артисты исполнили «Рапсодию» слаженно, вдохновенно, с присущими музыке Ференца Листа национальным колоритом и темпераментом. Особенно запомнились исполнители центральных партий – Екатерина Калашникова и Владислав Колесников, Ульяна Грицина и Александр Вундер.
Заключал первое отделение концерта бесспорный шедевр Петипа – Pas d’action из балета Пуни «Наяда и Рыбак» в редакции Николая Цискаридзе, который как-то заявил:
«Когда мы говорим о хореографии Петипа, мы говорим о мифе. Ни один человек не имеет права утверждать: “Мы танцуем Петипа”. Мы танцуем всё а-ля Петипа! Но я очень хотел, чтобы всё это было в духе того времени».

Джаннина – Алиса Шанина (педагог И. Желонкина)
Маттео, рыбак – Иван Сотников (педагог Ф. Миоцци)
В «Наяде» так оно и видится. На сцене не музейный экспонат, а уникальное творение прошлого, созвучное нынешнему времени. Цискаридзе бережно, со знанием дела отнесся к работе мэтра, деликатно и стилистически точно восполняя утраченное или дополняя хореографический текст в связи с переосмыслением сценария. Солировали виртуозный с хорошей классической подготовкой и чувством балетного юмора Иван Сотников (Рыбак Маттео) и артистичная Алиса Шанина (Джаннина). Технические трудности изобретательной хореографии Петипа усиливались по нарастающей, но юные артисты легко с ними справлялись, не забывая об образной стороне ролей.
Не могу не отметить также Двойку юношей в исполнении Кирилла Власова и Игоря Гурина, которые продемонстрировали не только хорошую балетную выучку, но драматический талант и сценическое обаяние.
Второе отделение «необыкновенного концерта» было целиком посвящено балету «Танцы на свадьбе» (мировая премьера!), поставленному выпускником Академии 2015-го года Максимом Севагиным, нынешним художественным руководителем балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в качестве подношения вагановца своей Alma mater.
«Впервые услышав сюиту «Испанские танцы» Гранадоса, я загорелся желанием поставить балет, – написал в своей статье в буклете Максим Севагин. – Жанр сюиты всегда был для меня очень привлекательным… В один прекрасный момент меня осенило, что балет мог бы идеально подойти Академии Русского балета… Я рассказал Николаю Максимовичу об этой идее, и, к счастью, он ее поддержал».
Получив благословление ректора Николая Цискаридзе, Севагин с головой окунулся в работу.
Основой структуры и национального колорита его балета стала сюита «Испанские танцы» трагически погибшего Энрике Гранадоса (1867–1916), в которой композитор использовал как настоящие народные мелодии, так и самостоятельно сочиненные их имитации.

Невеста – Элизабетта Налин (Италия) (педагог И. Желонкина)
Жених – Константин Лаврентьев (педагог А. Ильин)
Спектакль представляет собой дивертисмент из десяти танцевальных миниатюр, объединённых местом действия и событием – свадьбой. Это, на мой взгляд, своеобразная антитеза классическому балету по пластике, мизансценам, построению дуэтов, ансамблей и массовых сцен. Что ж, молодым (Севагину 27 лет) свойственны революционные порывы… Важно, чтобы они были благородны и шли на пользу прогрессу, а не как у большевиков: «…до основанья, а затем…»
«Балет «Танцы на свадьбе» – это моя хореографическая интерпретация свадебного торжества в испанском стиле, – отмечает постановщик. – Разные герои, будь то невеста, или друзья жениха, или сваты, обладают индивидуальными особенностями с точки зрения эмоциональной окраски и функции в спектакле».
Важное, на мой взгляд, замечание, поскольку фольклорные элементы, использованные композитором, вызывают в воображении слушателя образы болеро, мелагеньи, хоты, других народных испанских танцев, что предполагает иной свадебный ритуал, иную пластику.
Однако в балете и не такое возможно. Вспомним хотя бы придуманных для театральной сцены «Дон Кихота» и «Баядерку». К тому же, музыкальная стилизация фольклорного материала самим Гранадосом вполне это допускает.
Так что придуманное Савагиным «свадебное торжество» получилось не совсем испанским, но ярким, праздничным и в меру эротичным в духе сюиты Гранадоса.
Что касается самого спектакля, то в целом он состоялся.
У балета есть мини-пролог: на сцене появляется замечательная пианистка лауреат международных конкурсов концертмейстер Академии Мария Зыкова в сопровождении танцовщицы в испанском костюме. Они подходят к роялю, и балерина движениями рук показывает, что бы хотелось труппе услышать в звуках музыки и в трактовке характеров персонажей. Согласие найдено – свадьбу можно начинать.

Невеста – Элизабетта Налин (Италия) (педагог И. Желонкина)
Хореографическое однообразие, особенно в первых массовых сценах, компенсируют интересно поставленные и с чувством исполненные главные дуэты. Юные артисты были на высоте. Особо, на мой взгляд, следует отметить элегантную Элизабетту Налин (Невеста), виртуозного Константина Лаврентьева (Жених), Майю Палилионис (Сваха), Кирилла Власова (Сват), веселых Друзей жениха (Николас Хорхе и Максим Полицан) и кокетливых Подруг невесты (Софья Романович и Дарья Панкова).
Третье отделение «необыкновенного концерта» вагановцев было посвящено балету Чайковского – Петипа «Спящая красавица», точнее его III акту в редакции Константина Сергеева.

Сваха – Майя Палилионис (педагог М. Васильева)
Сват – Кирилл Власов (педагог А. Ильин)
Бережно сохранив основу классической хореографии Мариуса Петипа, Сергеев заменил имперскую помпезность лирической простотой (но не упрощенностью!) повествования, которая сближает сцену и зрительный зал, создает атмосферу сопереживания и гармонии. Найден разумный баланс между пантомимой и танцем, что позволяет, с одной стороны, сочетать поэзию и прозу действа, а с другой – поддерживать «драматическое напряжение» между добром и злом, между мечтой и реальностью, столь необходимое для любого сказочного спектакля.
Об исполнителях стоит сказать особо. Алиса Баринова (принцесса Аврора) была изысканно хороша, академична, напоминая порой фарфоровую статуэтку, виртуозна и царственна. Под стать ей был и принц Дезире (артист Мариинского театра Павел Михеев, выпускник Академии 2017 г.) – красивый, изящный, как мадригал, обаятельный; он танцевал, как любил, – восторженно и истово.
Олицетворением добра стала фея Сирени в исполнении Екатерины Морозовой, замечательной танцовщицы, хорошо владеющей лексикой и образными средствами классического танца. Из других исполнителей я бы отметил Полину Парфёнову (фея Серебра),
Майю Чобота (фея Сапфиров), Юлию Котлярову (Принцесса Флорина), Хорхе Николоса (Голубая птица)…
Вагановцы с упоением демонстрировали свое мастерство, одухотворяя вариации неповторимым талантом и заразительной энергией молодости.

Аврора – Алиса Баринова (педагог И. Желонкина)
Дезире – Павел Михеев (педагог Н. Цискаридзе)
Когда «необыкновенный концерт» выпускников Академии русского балета закончился, переполненный 6-тысячный зал Кремлевского Дворца благодарными аплодисментами еще долго не отпускал юных артистов и их педагогов со сцены.
Программа концерта показала, что Академия держит высокий уровень подготовки учащихся, соблюдая разумный баланс между классикой и современностью.
Впереди гастрольная поездка в Бразилию, где на сцене театра в городе Сан-Паулу вагановцы покажут фрагменты из «Спящей красавицы» Петра Чайковского и балет Йозефа Байера «Фея кукол».
Бразильцы всегда испытывали интерес к классической хореографии и русской системе подготовки артистов балета. В городе Жоинвилль уже четверть века успешно работает Балетная школа Большого театра, ставшая главным центром подготовки артистов балета в стране. Теперь у бразильцев будет возможность познакомиться с достижениями Академии русского балета имени А.В. Вагановой – старейшей балетной школы России, которая, как не раз подчеркивал ее ректор Николай Цискаридзе – почти на 40 лет старше США.
В качестве напутствия будущим артистам балета, хочется напомнить слова великой Агриппины Вагановой: «Чтобы быть достойными нашего искусства, надо постоянно трудиться, не делая себе никаких поблажек».
Фото предоставлены пресс-службой Академии Русского балета.
Фотограф – Андрей Лушпа
Пока нет комментариев