(1912-2003)

 

«Королева быстрых темпов» – так называли выдающуюся отечественную балерину Наталию Михайловну Дудинскую. Казалось, что ее танец отменяет все физические ограничения, какие способна поставить сама природа человеческого тела.

Наталия Дудинская – не просто балерина, а потомственная балерина. Ее мать буквально завоевала себе право заниматься балетом вопреки желанию родителей-дворян, выступала она под псевдонимом Тальори. Супруг ее был военным, и на момент рождения дочери семья находилась по месту его службы – в Харькове.

В отличие от матери, Наталии Дудинской в детстве никто не запрещал заниматься балетом. С семилетнего возраста она обучалась в студии, которую возглавляла ее мать: «Всем, что я сделала, что я умею, я обязана ей», – говорила впоследствии артистка.

В 1923 году мать привезла одиннадцатилетнюю Наталию в Петроград и показала ее Агриппине Яковлевне Вагановой. Та отметила одаренность девочки, а вскоре Дудинская, сдав вступительный экзамен, была принята в хореографическое училище. Там она поначалу демонстрировала особые успехи на занятиях по историческому и характерному танцу, но чуть позже она «раскрылась» и в классическом танце, который преподавала Ваганова. Это произошло не только за счет природной одаренности, но и благодаря фантастическому упорству и трудолюбию: Дудинская нередко продолжала заниматься, когда все другие ученики уже расходились.

Выпускным спектаклем стал для Дудинской балет «Корсар», а партнером ее был Константин Михайлович Сергеев. Это было их первое совместное выступление, но далеко не последнее: несколько лет спустя они составили прекрасную балетную пару, а позже стали супругами.

После окончания училища Дудинская была принята в Театр им. Кирова и сразу же получила партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», а в скором времени – принцессы Авроры в «Спящей красавице», которую она особенно полюбила. В первый же сезон стать солисткой и сразу получить центральные партии – это редкая удача, но и трудности с этим связаны немалые, особенно если учесть, что у начинающей исполнительницы была весьма сильная конкурентка в лице Галины Сергеевны Улановой – в то время уже успевшей завоевать признание публики. Но Дудинская благополучно преодолевала все трудности – ее блестящая техника поражала воображение. Не все партии удавались балерине в равной степени – например, Мария в «Бахчисарайском фонтане» оказалась «не её» ролью (не в техническом, а в эмоционально-образном плане), зато она блестяще воплотила героический образ Мирель де Пуатье в балете «Пламя Парижа», а при исполнении партии Корали в «Утраченных иллюзиях» в полной мере проявилась не только блестящая техника, но и актерское дарование Дудинской. Столь же блистательно воплотила она образ заглавной героини в «Лауренсии», а также Никии в «Баядерке».

С началом Великой Отечественной войны Наталия Дудинская, как и многие ее коллеги, отправилась в эвакуацию в Пермь (тогда этот город именовался Молотов). Условия работы были нелегкими – выступать приходилось не только на сцене театра, но и в госпиталях, и на заводах, а в свободное от работы время – пилить дрова. Но это не помешало новым достижениям – например, исполнению заглавной партии на премьере балета «Гаянэ». Именно в те годы сложился дуэт Дудинской и Сергеева. Их первой совместной удачей стал балет «Золушка», в котором Дудинская танцевала заглавную героиню, а Сергеев – Принца. Впоследствии было немало других балетов, например, «Раймонда», «Медный всадник».

В 1943 году Дудинская и Сергеев совершили истинный исполнительский подвиг – несмотря на протесты руководства они отправились в блокадный Ленинград, чтобы выступить там в Большом зале филармонии. В программу концерта вошли дуэты и сольные номера из «Щелкунчика», из балета «Дон Кихот» и других произведений. После войны Дудинская продолжала выступать в Театре им. Кирова. Она так и не перешла в Большой театр, хотя предложения такие получала. В репертуаре балерины появлялись новые партии: Сююмбике в «Шурале», Панночка в «Тарасе Бульбе».

Наталия Михайловна не только выступала на сцене, но и снималась в фильмах. Она исполнила испанский танец в фильме Иосифа Соломоновича Шапиро «Дон Сезар де Базан», а в кинокартине «Я вас любил…» выступила в роли Зои Павловны – преподавательницы хореографического училища.

Наталия Дудинская была истинной балетной «долгожительницей»: она продолжала выступать, когда ей было уже за пятьдесят – конечно, в таком возрасте она уже не танцевала Аврору, но блестяще воплощала образ злой феи Карабос. Оставив сцену, она продолжала педагогическую деятельность в хореографическом училище, начатую в 1964 году – и даже когда ей было под девяносто, она ни разу не отменила занятия из-за плохого самочувствия.

Наталия Дудинская ушла из жизни в 2003 году.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.