Цикл образовательных программ для молодых оперных исполнителей Севастопольского театра оперы и балета открыли мастер-классы Мзии Бахтуридзе – замечательной пианистки, коуч-концертмейстера, более 30 лет сотрудничавшей с театром Ла Скала (Милан, Италия)

 

Мзия Бахтуридзе

Среди участников мероприятия – приглашенный солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Елисей Лаптев, солистка Московского государственного академического камерного театра Мария Мерцева, солист Нижегородского театра оперы и балета Константин Чурсин, а также Александра Зотова и Мария Бойко. Три дня общения и занятий с Мзией Бахтуридзе открыли немало творческих перспектив перед участниками. Она раскрепостила молодежь, заставила их «дышать» свободнее и быть естественными в своей профессии

В беседе с корреспондентом и музыкальным обозревателем «Музыкальных сезонов» Виктором Александровым Мзия Бахтуридзе размышляет об актуальных и насущных проблемах работы концертмейстера с вокалистами, бесценном опыте сотрудничества со знаменитыми исполнителями, дружбе с Важей Чачавой и Ильдаром Абдразаковым.

Мзия Бахтуридзе и участники мастер-класса

Виктор Александров: Мзия, в чем на ваш взгляд, состоит основная миссия профессии концертмейстера?

Мзия Бахтуридзе: Концертмейстеру необходимо понять и  осмыслить главную идею всего произведения. Для этого ему надо обладать весьма объёмными знаниями: ознакомиться с биографией  композитора и автора либретто, узнать об их личностных качествах, где и в какую эпоху они жили, какие традиции были присущи обществу, к которому они относились, в каком историческом контексте протекало их творчество, какие художественные и философские тенденции господствовали тогда. Все эти сведения помогут понять замысел авторов и проникнуться их идеями.

Я уже долго сотрудничаю с Ильдаром Абдразаковым. В ходе работы мы всегда вместе разучиваем произведение, ищем звук, находим множество оттенков и нюансов. Бывало, возникали споры, но в ходе обсуждений мы приходили к общему знаменателю. Работа над словом – это весьма важный компонент в вокальном искусстве.

У певца очень сложная профессия:  нужно обладать многими  знаниями и умениями – вникать в смысл  слова, расставлять правильные акценты, желательно знать языки, историю. При этом обладать актёрскими и режиссёрскими навыками. Это все очень непросто совмещать.

Елисей Лаптев (бас-баритон) участвует в мастер-классе Мзии Бахтуридзе

В.А. Концертмейстер может научить вокальному мастерству?

М.Б. Я не могу подсказать вокалисту, как надо петь: техника пения – вне моей компетенции. Я только вправе подсказывать и советовать  пианисту, потому что  игра на фортепиано  – это моя сфера, которую я изучала.  Будучи студенткой консерватории сначала в Тбилиси, а затем в Москве, я посещала занятия по вокалу, внимательно слушала наставления преподавателей и старалась проникнуть в тайны вокального исполнения. Мне, как концертмейстеру, это нужно было не для того, чтобы обучать кого-либо пению, а затем, чтобы разобраться в тонкостях, в нюансах техники вокального исполнения, понять, как работают над голосом, как возникают звуки.

 

В.А. Поделитесь, какими артистическими и человеческими качествами обладает Ильдар Абдразаков?

М.Б. Ильдар – выдающийся  артист, признанный во всём мире лучший бас. Я не побоюсь сказать, что такие певцы рождаются раз в 100 лет. И это не только моё мнение. Он замечательный человек, благородный, добродушный, всегда готов прийти на помощь. 25 лет быть рядом с таким музыкантом – огромное счастье и везение. Это просто подарок судьбы!

 

В.А. Театр Ла Скала стал вашим вторым домом?

М.Б. Да, мне очень повезло  там работать и встретить великих артистов, певцов, дирижеров и режиссёров.

Мария Бойко (меццо-сопрано) участвует в мастер-классе Мзии Бахтуридзе

В.А. Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями о встречах и занятиях с легендарным педагогом и концертмейстером Важей Чачавой.

М.Б. Мы с Важей Николаевичем были знакомы долгие годы. Мне было 15 лет, когда мама привела меня к нему на прослушивание, чтобы узнать, стоит ли мне поступать в консерваторию. И Важа сказал, что не мешает попробовать. Он вел в Тбилисской консерватории класс концертмейстерского мастерства. Когда я была на последнем курсе, Чачава по приглашению Елены Васильевны Образцовой переехал в Москву. Через год я тоже переехала в российскую столицу и, разумеется, продолжила с ним общаться. Важа Николаевич был великим артистом и профессионалом высочайшего класса. Он меня научил уважительно относиться к музыкальному тексту. Уже тогда я легко могла следовать за певцом и казалось, что этого достаточно. Сейчас я, конечно, понимаю, что это не так. Чачава не уставал повторять, что функция концертмейстера состоит не только в аккомпанементе, а образует с вокалистом неразрывный тандем. Они вместе должны с начала до конца проводить единую музыкальную мысль.   В работе над произведением Важа Николаевич вносил в ноты условные обозначения, своеобразные символы и делал это очень аккуратно и красиво, у него для этого были разные линейки и цветные карандаши. При разборе произведений в классе мы должны были переписать ноты с обозначениями Чачавы и исполнять это буквально. У меня до сих пор сохранились ноты с его символами. Сейчас, когда я учу что-то новое, тоже нахожу для себя условные знаки. Только значение одного символа – звёздочки, которые он наносил над некоторыми  тактами по сей день остаются загадкой для меня и моих сокурсников (я со многими и сейчас общаюсь). Важа Николевич был очень великодушным человеком, относился к нам со всей душой и добротой.

Константин Чурсин (тенор) участвует в мастер-классе Мзии Бахтуридзе

В.А.  Мзия, проведение мастер-классов дает преимущества молодым вокалистам?

М.Б.  Да, конечно. Мастер-классы проводят опытные коучи, педагоги по вокалу, замечательные певцы. Перенимается опыт, разбираются разные произведения. Это неизменно обогащает артиста, расширяет его кругозор. Правда, иногда мастер-классы стоят дорого, и не все молодые артисты могут себе их позволить. Тем ценнее образовательная программа Севастопольского театра оперы и балета, которая проводится бесплатно, публика может  свободно прийти и послушать.

 

Фото предоставлены пресс-службой Севастопольского театра оперы и балета