30 октября в 19:00 в Московском концертном зале «Зарядье» состоится концерт Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского, посвященный 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова
Прозвучит музыка, в основе которой лежат сюжеты произведений выдающегося поэта, прозаика и драматурга, а также связанная с его пристрастиями в искусстве.
Программу с БСО представит народный артист России Феликс Коробов — главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, художественный руководитель Камерного оркестра Московской консерватории, а с июня 2024 года — главный приглашенный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского.
К произведениям Лермонтова в своем творчестве обращались многие композиторы: Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Мясковский, Свиридов, Борис Чайковский в романсах, Балакирев и Рахманинов в симфонических поэмах, Рубинштейн в операх. Вдохновлялись творчеством Лермонтова и советские композиторы, музыка которых вошла в программу концерта.
В первом отделении прозвучат симфоническая поэма Отара Тактакишвили «Мцыри», написанная в 1956 году по мотивам стихотворной поэмы Лермонтова, и сюита из музыки Арама Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» (1944). Если сочинение Тактакишвили на афишах попадается редко, то сюита из «Маскарада» Хачатуряна входит в золотой фонд мирового симфонического репертуара. Центральным номером для композитора стал Вальс, «заданный», как ему казалось, самим Лермонтовым.
В 1973 году совершил свой первый рейс по маршруту Ленинград—Лондон—Нью-Йорк советский теплоход «Михаил Лермонтов», который избрал для последнего путешествия Дмитрий Шостакович. Именно его сюита из музыки к кинофильму «Гамлет» Григория Козинцева прозвучит во втором отделении. Выбор этого сочинения связан с любовью к шекспировскому шедевру самого Лермонтова, для которого на протяжении всей жизни «Гамлет» имел символическое значение. Поэт редко высказывался о своем отношении к тем или иным произведениям искусства, «Гамлет» же был исключением — в одном из писем к своей двоюродной тете Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов писал:
«Вступаюсь за честь Шекспира. Если он велик, то это в Гамлете; если он истинно Шекспир, этот гений необъемлемый, проникающий в сердце человека, в законы судьбы, оригинальный, то есть неподражаемый Шекспир — то это в Гамлете. <…> Ваше письмо меня воспламенило: как обижать Шекспира?»
Примечательно, что в 1832 году Лермонтов нарисовал графический портрет Шекспира.
Пока нет комментариев