В Петербурге завершился первый музыкальный фестиваль «На страже мира»

 

Вслед за обширной программой VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума на берегах Невы стартовал знаковый для истории музыкальной жизни Северной столицы проект — новый фестиваль «На страже мира», инициированный маэстро Владимиром Федосеевым и молодым петербургским дирижером и композитором Антоном Лубченко.

На сцене Капеллы Санкт-Петербурга прозвучали объединенные темой войны и мира произведения Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Валерия Гаврилина, Бориса Тищенко и Антона Лубченко.

Фестиваль посвятили 75-летию освобождения Ленинграда от блокады и 80-летию со дня рождения выдающихся ленинградских композиторов: Валерия Гаврилина и Бориса Тищенко.

Владимир Федосеев в детстве испытал тяготы и невзгоды ужасающих блокадных дней. В родном городе началась его карьера как симфонического и оперного дирижера. Поэтому подобный фестиваль маэстро считает глубоко символичным явлением.

ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ: «Основная миссия фестиваля показать искусство композиторов, тесно связанных с Петербургом, максимально полно. Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Гаврилин и Тищенко известные авторы XX века, давно вошедшие в историю. Помимо исполнения их сочинений мы сыграем то, что написано в наше время ораторию талантливого современного композитора Антона Лубченко «Ленинградский дневник». Таким образом мы продемонстрируем взаимосвязь музыкальных поколений».

АНТОН ЛУБЧЕНКО: «Во время подготовки к фестивалю «На страже мира» мы с Владимиром Ивановичем много говорили о его детстве и юношеских годах, проведенных в городе на Неве. Не у всех маэстро Федосеев ассоциируется с Петербургом, чаще с Москвой, где он долгие годы живет и работает. Возникло большое желание исправить эту историческую несправедливость, и мы предложили комитету по культуре Санкт-Петербурга провести фестиваль, который теперь будет ежегодным такой петербургской резиденцией Владимира Федосеева, коренного ленинградца, старейшего русского дирижера, и его Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского. У любого фестиваля должна быть концепция, конкретная  тематика. «На страже мира» совершенно точно будет связан с музыкой XX века и произведениями молодых композиторов. Мне кажется, сегодня талантливая музыка наших современников и недавно ушедших композиторов не имеет подобающей ей ниши в репертуаре филармонических залов страны».

Торжественное открытие фестиваля «На страже мира» состоялось при участии Владимира Федосеева, который исполнил со своим прославленным коллективом, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, несколько фрагментов из музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Затем за пульт встал Антон Лубченко. Петербуржцы и гости города стали свидетелями знаковой премьеры авторской версии трех фрагментов из музыки Дмитрия Шостаковича к кинофильму Михаила Чиуарели «Падение Берлина», соч. 82 (1949). Фортепианную партию в эпизоде «Штурм Зееловских высот» виртуозно исполнил Андрей Коробейников.

Редко звучащая в наши дни симфония Бориса Тищенко «Хроника блокады», соч. 92 (1984) была исполнена с невероятным драматизмом и энергией. Пульсирующий нерв музыки Тищенко будоражил сознание слушателей. «Хроника блокады», в которой нет деления на части, воспринимается как большая поэма о горестях и страданиях советского народа. Автор по-своему запечатлел блокадный Ленинград, выступив достойным преемником своего великого учителя, Дмитрия Шостаковича.

Финальным аккордом программы первого концерта стала оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» для солиста, чтеца, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова Самуила Маршака, соч. 124 (1950). «Исполнением мечты» как-то счел Сергей Сергеевич в одном из писем своей жене возможность приступить к работе над поздним опусом. «Нам не нужна война!», с таким девизом, символом мира и свободы, актуальным и в наши дни, Прокофьев обращается своей гениальной музыкой к слушателям.

Композитор и дирижер Антон Лубченко восстановил первоначальный замысел прокофьевской партитуры.

АНТОН ЛУБЧЕНКО: «Я всегда исповедовал принцип, что ни один такт прокофьевской музыки не должен пропасть. Слава Богу, сохранился клавир с разметками оркестровки фрагмента, по нему и удалось восстановить партитуру утраченного номера».

В исполнении оратории наряду с БСО приняли участие солистка Михайловского театра Олеся Петрова (меццо-сопрано), Концертный хор Санкт-Петербурга и хор мальчиков хорового училища имени М. И. Глинки (художественный руководитель Владимир Беглецов).

Приятным сюрпризом для публики стал бис-экспромт — исполненная Олесей Петровой песня Валерия Гаврилина «Любовь останется» на слова Бориса Гершта в оркестровой версии Антона Лубченко.

Ярким событием фестивальной программы стала мировая премьера оратории-романа Антона Лубченко «Ленинградский дневник» на тексты Ольги Берггольц, состоявшаяся в рамках второго концерта фестиваля. Девять глав оратории-романа композитор разделил на три тома: «Белые ночи», «Черные дни» и «Рассветные записки». Произведение действительно стало музыкальным подношением городу-герою, а рукопись партитуры, переданная автором в дар Петербургу, пополнит собрание Музея обороны и блокады Ленинграда.

ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ: «Музыка связывает судьбы и поколения народов. Антон Лубченко, замечательный молодой российский композитор и дирижер, прочувствовал через свое сочинение, через стихи Ольги Берргольц то же самое, что и я. Он как бы вернулся посредством музыки в пору военного лихолетья и перенес все в наши дни. Это просто невероятно!».

АНТОН ЛУБЧЕНКО: «Я задумывал это сочинение не только как повествование о войне. Оно о сломанных судьбах, загубленных жизнях, об агрессии современного окружающего мира, сметающей все живое и трепетное на своем пути. А еще эта музыка и о любви. Мой «Ленинградский дневник» о Любви, Боге и том хаосе, который вне Бога способен уничтожить и саму Любовь».

Вместе с легендарным оркестром под управлением автора оратории  в ее исполнении приняли участие солист Мариинского театра Владимир Мороз (баритон), солистка МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Елена Безгодкова (сопрано), Концертный хор Санкт-Петербурга и хор мальчиков хорового училища имени М. И. Глинки. Тексты лирики Ольги Берргольц читала киноактриса Елена Лотова.

Во втором отделении БСО им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнил произведения Валерия Гаврилина: два фрагмента из симфонической сюиты «Дом у дороги» по поэме Александра Твардовского и вокально-симфоническую поэму «Военные письма» на слова Альбины Шульгиной.

В «Военных письмах» Гаврилин исследует души людей: драматическая история любви двух сердец становится историей целого поколения, судьбы которых разрушила война. Вокальные партии исполнили солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Мария Пахарь (сопрано) и солист Мариинского театра Владимир Мороз (баритон).

На следующий день в киноцентре «Ленфильм» состоялись фестивальные показы художественной ленты о блокадном городе «Три дня до весны» Александра Касаткина и документального фильма «Там, где слова бессильны» Дмитрия Локтионова, в основе которого — реконструкция последнего концерта Петра Ильича Чайковского, осуществленная в прошлом году в Москве Владимиром Федосеевым вместе с БСО.

От имени губернатора Санкт-Петербурга маэстро Федосееву подарили дирижерскую палочку, а от лица оргкомитета фестиваля — картину «Петька» художника Владимира Соколова. Этот портрет юного ленинградца, олицетворяющий военное детство целого поколения, в том числе и самого маэстро Федосеева, художник создал в осажденном городе в далеком 1942-м.

ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ: «Этот фестиваль стал значительным событием в моей творческой биографии. Чувства переполняют сердце и душу. Ощущение, что те, кто  был на наших концертах, по рассказам родителей, бабушек, дедушек представили ужасные события военных лет, о которых говорит и сама музыка. У меня даже создалось впечатление, что публика чувствовала то же самое, что и мы на сцене. Для меня это явилось неожиданностью с точки зрения восприятия музыки, близкой сердцу. Я вспомнил свою молодость, детство, дом, в котором я жил тогда в Ленинграде. В блокаду я впервые услышал великую музыку: включал радиоприемник и слушал сочинения Прокофьева, Шостаковича, Чайковского. Концерты передавали прямо на фронт. В то время я еще многого не понимал. Но это был как призыв, что я должен непременно заниматься музыкой, главной среди всех сфер искусства. Музыке ведомо все! Без нее нет будущего!»

 

 Санкт-Петербург

Фото предоставлены пресс-службой Большого симфонического оркестра имени Чайковского