В Концертном зале им. Чайковского завершился филармонический абонемент Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан и его главного дирижера и художественного руководителя Александра Сладковского.
Заключительный в этом сезоне концерт был посвящен западноевропейской музыкальной классике
Маэстро Александр Сладковский неслучайно выбрал сочинения Пауля Хиндемита, Макса Бруха и Белы Бартока, создав своеобразный мост дружбы между композиторами разных национальных школ и демонстрируя высокое исполнительское мастерство казанского оркестра.
Каждое из прозвучавших сочинений отличалось глубокой продуманностью и оригинальностью замысла. С исключительным изяществом и аналитическим талантом Сладковский проникает в ткань музыкального произведения и раскрывает его внутреннюю среду. Он безупречно ведет оркестр уверенным, точным и ясным жестом. Желание познакомить концертную аудиторию с редко исполняемыми образцами музыки рубежа XIX – XX столетий было особенно заметно в предложенной москвичам и гостям столицы программе, исполненной накануне в Казани.
«Симфонические метаморфозы тем Вебера» Пауля Хиндемита, выдающегося немецкого симфониста, прозвучали импозантно и ярко, не без лукавства и скепсиса. Эти симфонизированные вариации на темы Карла Марии фон Вебера из музыки к сказке К. Гоцци «Принцесса Турандот» Хиндемит преобразовал в многоликую концертную фреску, начиная с первой части – хлесткого военного марша, сменяемого беззаботным скерцо (смесь китайской экзотики и джаза) с фугированным развитием, ритмическим остинато и романтическим Андантино, и наконец, оркестровой буффонады маршевого финала, в котором переплелось множество тем и цитат. Первоначально Хиндемит планировал создать балет на музыку Вебера, вдохновленный идеями известного танцовщика и хореографа Леонида Мясина. В самом деле, танцевальное начало пронизывает музыкальную ткань «Метаморфоз». ГАСО Татарстана с лихвой и азартом передал это в своей воодушевленной игре.
Концерт № 1 для скрипки с оркестром немца Макса Бруха – яркий образец скрипичного романтического наследия. Композитор посвятил свое произведение выдающемуся венгерскому скрипачу того времени Йозефу Иоахиму, другу Брамса и Шумана. В репертуаре скрипачей Первый концерт Бруха давно уже занял почетное и лидирующее место. Не стал исключением он и для концертмейстера Российского национального молодежного симфонического оркестра, лауреата XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, замечательной скрипачки Елены Таросян.
Елена Таросян:
«Я счастлива, наконец-то, впервые выступить с Госоркестром Татарстана и маэстро Сладковским. Уже давно была наслышана об этом коллективе, который является одним из лучших в России, а, возможно, и в мире. Еще с момента нашей первой репетиции я поняла, что впечатления от концертов в Казани и Москве будут просто потрясающими!»
Обладая яркой эмоциональной харизмой и безупречной исполнительской техникой, Елена достойно справилась со сложнейшим материалом произведения. Элегантное звучание скрипки Таросян переплеталось со множеством тончайших нюансов и градаций оттенков. Каждая фраза концерта наполнялась естественным дыханием и благородством. Деликатный аккомпанемент казанского оркестра создал идеальное пространство солистке, взаимный творческий диалог с музыкантами не прерывался ни на секунду. Не стал исключением и колоритный польский бис — Каприс ми-бемоль мажор Генрика Венявского, в котором Елене удалось передать трогательную лирическую атмосферу и грациозность.
Подлинная вершина музыкального вечера — Концерт для оркестра венгерского композитора Белы Бартока. Маэстро Александр Сладковский и музыканты ГАСО Татарстана посвятили свое исполнение выдающемуся музыканту, контрабасисту и дирижеру Сергею Кусевицкому, которому в этом году исполняется 150 лет со дня рождения. Именно он и был заказчиком этого произведения.
Барток написал свой Концерт в 1943 году, находясь уже в эмиграции в США, куда переехал с семьей, спасаясь от фашистской оккупации. Композитора преследовали тяжкие раздумья о далекой отчизне, варварски разрушенной Европе, миллионах загубленных жизней. Вера в бессмертие и обретение гармонии и мира, стремление снова увидеть пейзажи родной Венгрии не покидали автора. Отчасти Концерт для оркестра напоминает большую пятичастную симфонию с ее стремлением трактовать отдельные инструменты оркестра в концертной или солирующей манере. Сквозная конфликтная драматургия сочинения предопределяет переживания автора событий военного лихолетья, собственных недугов и нелегкого бремени жизни. Концерт для оркестра Бартока — настоящий кладезь народных мелодий, чрезвычайно красочное и виртуозное для всех инструментов. Интерпретация Сладковского сочетала в себе хладнокровную, ясную красоту и тревожную интенсивность. Чувствовалось, как музыканты казанского оркестра были увлечены своей игрой. И это внутренне только усиливало эмоциональное волнение при прослушивании – от волнующей спонтанности, подпитываемой адреналином виртуозности (стремительное presto финала) и переживаний и невзгод (тревожные струнные в Элегии) до искрометного юмора и ориентальных красок (выразительные соло духовых в «Игре пар» и «Прерванном интермеццо»). Александр Сладковский «рисовал» звуковые ландшафты одновременно утонченно и огненно. ГАСО Татарстана звучал удивительно живо в соответствии с ритмической точностью Бартока и излучал своей игрой исключительно позитивную энергию.
Музыкальный вечер завершился эффектным оркестровым фрагментом «Выход императора со свитой» из оперы Золтана Кодая «Хари Янош».
Фото предоставлены пресс-службой ГАСО Республики Татарстан
Пока нет комментариев