(р. 1954)
Масааки Судзуки – личность многогранная. Это и дирижер, и клавесинист, и органист. Но во всех своих ипостасях музыкант следует принципам аутентичного исполнительства.
Родина Масааки Судзуки – японский город Кобе. Родители его – по вероисповеданию христиане-протестанты – музыку ценили высоко, отец был профессиональным пианистом. Масааки с детства обучался игре на органе – настолько успешно, что в двенадцатилетнем возрасте смог играть в церкви во время богослужений.
Музыкант получил образование в Токио, в Университете изящных искусств. Это учебное заведение Судзуки закончил по двум специальностям – в качестве композитора и как органист. После получения диплома он продолжил совершенствовать свое исполнительское мастерство. Он отправился в Амстердам, где на протяжении двух лет стажировался в Консерватории Свелинка, наставником его был нидерландский органист Питер Уильям Кее. Одновременно он обучался игре на клавесине у Тона Коопмана. Для Судзуки было очень важно учиться именно в Нидерландах: так получилось, что в этой стране не сложилось мощной оперной традиции, и поэтому, по мнению музыканта, Нидерланды стали центром аутентичного исполнительства. Его учитель Тон Коопман был учеником Густава Леонхардта – нидерландского дирижера, клавесиниста и органиста, который был приверженцем аутентизма в его крайнем проявлении: он считал даже, что на современных инструментах музыку Баха и его современников невозможно исполнять правильно. Коопман занимал не столь радикальную позицию, и Судзуки впоследствии придерживался взглядов, сходных с позицией его наставника.
В 1981 году он отправился в Германию, где в течение двух лет преподавал искусство игры на клавесине в Дуйсбурге – в Высшей школе музыки. Возвратившись в родную страну в 1983 году, Масааки Судзуки несколько лет концертировал в качестве солиста-органиста, а позднее выступал еще и как хоровой дирижер. Главным предметом его интереса была христианская духовная музыка эпохи барокко. Чтобы иметь возможность исполнять как можно больше таких произведений, дирижер основал в 1990 году исполнительский коллектив, включающий барочный оркестр и камерный хор. В репертуар этого коллектива, получившего название «Японская Бах-коллегия», вошли творения Клаудио Монтеверди, Генриха Шютца, Дитриха Букстехуде и других композиторов эпохи барокко. В особенности же интересовала Судзуки музыка Иоганна Себастьяна Баха, и в 1995 году «Японская Бах-коллегия» с ним во главе приступила к осуществлению грандиозного проекта – записи всех духовных кантат великого немецкого композитора. Судзуки тогда не брался определять, какое время это может занять, но в течение восемнадцати лет все баховские духовные кантаты были записаны – настал черед кантат светских и других вокальных произведений Баха.
Почти с самого начала своего существования «Японская Бах-коллегия» под руководством Судзуки активно гастролирует, регулярно участвует в фестивалях, посвященных музыке барокко. Для исполнителей, играющих на исторических инструментах, характерна особая точность, утонченность интонирования, которая особенно важна в передаче полифонической фактуры. Примечательно так же, что при исполнении творений Баха и его соотечественников хористы и солисты демонстрируют великолепное немецкое произношение – а ведь они в большинстве своем японцы. Впрочем, в качестве приглашенных солистов с «Японской Бах-коллегией» сотрудничают и иностранные певцы. Коллектив выступает в лучших концертных залах мира – например, в 2003 году состоялся его концерт в Карнеги-холле.
Музыковедом Судзуки себя не считает, но в области аутентичного исполнительства без исследований не обойтись. С другой стороны, подобные исследования немыслимы без исполнительской практики, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с учеными-музыковедами.
Музыка эпохи барокко – главное, но не единственное направление деятельности дирижера. Со временем в репертуар возглавляемого им коллектива вошли творения Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, а также Феликса Мендельсона-Бартольди. Работая с другими оркестрами в качестве приглашенного дирижера, он исполняет произведения Густава Малера, Игоря Федоровича Стравинского и других композиторов. В 2014 году в Перми под его управлением прозвучала Симфония № 9 Людвига ван Бетховена.
Важная сторона деятельности Судзуки – педагогика. В университете в Токио, в котором он сам получил образование, дирижер основал отделение старинной музыки и с 2005 года преподавал там искусство игры на клавесине и органе. В 2009 году он начал преподавать хоровое дирижирование в Йельском университете, одновременно возглавляя в этом учебном заведении хор «Schola Cantorum».
Заслуги дирижера высоко оценены не только на родине – Судзуки награжден немецким орденом «Кавалерский крест».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев