(1885–1965)
Пианист Лео Сирота – один из тех людей, чья судьба была предопределена еще в детские годы. Его можно назвать «гражданином мира», ведь в разные периоды своей жизни он жил и работал и в Российской империи, и в Австрии, и в Японии, и в США.
Родина музыканта – город Каменец-Подольский, расположенный в Подольской губернии Российской империи (ныне это территория Хмельницкой области Украины). Он появился на свет в еврейской семье. Отец его был владельцем галантерейной лавки. Настоящее имя музыканта – Лейб Григорович. Когда именно он взял псевдоним Лео Сирота, доподлинно неизвестно, но это был намек на Гершона Сироту – известного певца, которого называли «еврейским Карузо».
Когда Лео было пять лет, в родительском доме снимал комнату известный пианист Михаил Винклер. По просьбе хозяев он начал обучать мальчика и открыл талант Лео. Ученик прямо-таки схватывал все на лету и уже через четыре года учебы смог концертировать. На юного пианиста обратил внимание известный польский композитор и пианист Ян Падеревский и пригласил Лео учиться у него. С одиннадцатилетнего возраста Лео Сирота обучался в Киеве у Григория Константиновича Ходоровского, с четырнадцати лет трудился в качестве концертмейстера в Киевском оперном театре (среди певцов, которым он аккомпанировал, был сам Федор Иванович Шаляпин). По совету Ходоровского он отправился в Санкт-Петербург и поступил в консерваторию, а в 1904 году девятнадцатилетний пианист отправился в Вену, где стал учеником Феруччо Бузони.
Концерт, состоявшийся в декабре 1910 года в австрийской столице, на котором он исполнил совместно со своим наставником Сонату ре мажор для двух фортепиано Вольфганга Амадея Моцарта, Лео Сирота считал подлинным началом своей пианистической карьеры. Наряду с Сонатой Сирота исполнил Фантазию на темы оперы Моцарта «Дон Жуан» Ференца Листа, а также произведение самого Бузони – Концерт для фортепиано с оркестром, дирижировал автор. Успех был поистине грандиозным: публика шестнадцать раз вызывала Сироту.
За этим концертом последовали другие – не менее успешные – в разных европейских странах. Он выступал не только сольно, но и с оркестрами. Один из дирижеров, с которыми он работал – Яша Горенштейн. Творческое сотрудничество пианиста и дирижера позднее перешло в родственные отношения: сестра Яши Горенштейна стала супругой Лео Сироты.
Выступал пианист и в России. Во время гастролей в Москве он получил приглашение от правительства Маньчжурии и в 1928 году отправился на гастроли по Дальнему Востоку. Начавшись во Владивостоке, это турне продолжилось в Харбине. Там концерт Сироты посетил Косаку Ямада – знаменитый японский композитор. Восхищенный искусством Сироты, он пригласил пианиста выступить в Токио.
Когда Сирота отправился в японскую столицу, первоначально предполагался единственный концерт, однако успех оказался столь грандиозным, что гастроли продолжились. Музыкант выступал не только в Токио, но и в других японских городах, и везде публика неистовствовала, аплодируя стоя и многократно вызывая пианиста. В результате музыкант провел в Японии около года – к величайшему неудовольствию его супруги, которая по возвращении потребовала, чтобы впредь он, отправляясь надолго на гастроли, брал с собой ее и дочь.
Во время гастролей в Японии Сироте предложили должность профессора музыки в Токийском университете. Не сразу он дал ответ, но в следующем году решился принять предложение и перебрался в Японию с семьей.
Пианист предполагал, что в Японии он будет работать два-три года, но задержался гораздо дольше. Преподавание приносило ему не меньшую радость, чем концертная деятельность. Количество учеников его исчислялось десятками, а потом и сотнями. С талантливыми учениками, которые были не в состоянии оплатить учебу, он работал бесплатно. Одновременно он продолжал концертировать.
Карьера Сироты в Японии рухнула в одночасье, когда эта страна вступила во войну на стороне Германии. По указке Гитлера японские власти начали преследовать евреев. Уволенный из университета, сосланный в поселок Каруидзава вместе с женой, он остался без средств к существованию. От голодной смерти его и жену спасла помощь учеников Сироты, который тайно снабжали его дровами и продуктами. Его дочь Беата в это время находилась в США (до войны она там училась). Когда война закончилась, она приехала в Японию в качестве переводчика миссии генерала Макартура и разыскала родителей. Вместе с дочерью они отправились в США.
В последующие годы Лео Сирота жил и работал в штате Миссури, в Сент-Луисе – здесь он преподавал в Институте музыки. В Японию, несмотря на приглашения, он возвращаться не желал – нельзя было так просто забыть, как поступили с ним в этой стране. И всё же он нашел в себе силы простить – и однажды выступил в Японии.
Лео Сирота ушел из жизни в 1965 году.
В 2008 году японский кинорежиссер Фудзивара Томита создал документальный фильм «Семья Лео Сироты и ХХ век», который был представлен на фестивале «Кинолетопись» в Киеве.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев