(1903–1991)

 

Чилийский пианист Клаудио Аррау уже в детские годы был признан национальным достоянием своей родной страны – настолько ярким был его талант. Но со временем музыкант покорил публику всего мира. Отдельные критики упрекали Аррау в «излишней» виртуозности, но равнодушным его исполнение не оставляло никого.

Клаудио Аррау появился на свет в городе Чильяне, в семье, ведущей свой род от одного из тех, кто стоял у истоков Чили, будучи присланным в Новый Свет по распоряжению короля Испании Карла III, а по другой линии род восходил к Кэпбеллам – благородной фамилии из Шотландии. Отец его был врачом-офтальмологом, а мать – преподавателем фортепианной игры. Именно она стала для сына первой наставницей, и благодаря ей Клаудио полюбил фортепиано на всю жизнь. Рано начав обучаться, мальчик впервые публично выступил, когда ему было всего пять лет – но уже в этом возрасте он демонстрировал истинную виртуозность. По прошествии года шестилетний вундеркинд играл перед президентом Чили, и тот озаботился дальнейшей судьбой юного музыканта. Для Клаудио был выделен восьмилетний грант, благодаря чему он через три года отправился в Берлин, чтобы продолжить обучение там. По прибытии в немецкую столицу Аррау был представлен одному из лучших пианистов своего времени – Эдвину Фишеру. Тот спросил мальчика, что он намерен сыграть, и Клаудио в ответ предложил ему выбрать любое произведение Иоганна Себастьяна Баха – ведь он играл все сочинений великого немецкого композитора. Фишер по достоинству оценил талант юного пианиста, но не чувствовал в себе тогда расположения к преподаванию, поэтому в ученики его не взял, а рекомендовал другому пианисту, у которого когда-то обучался сам – Мартину Краузе, ученику Ференца Листа. В виде исключения девятилетний Аррау был принят в Консерваторию Штерна в Берлине, где обучался у Краузе на протяжении шести лет. Через два года после поступления он впервые дал в Берлине сольный концерт, в последующие годы гастролировал по Германии и скандинавским странам. К моменту окончания учебы в 1918 году он был уже весьма опытным концертирующим пианистом.

После завершения консерваторского курса Аррау продолжил активную гастрольную деятельность. Он совершил тур по европейским странам, включая Великобританию. В 1921 году он возвратился на родину – покинув Чили в качестве юного дарования, он вернулся туда уже прославленным музыкантом. В родной стране его встретили как национального героя – в скором времени именем пианиста (еще при его жизни) были названы улицы в Сантьяго и Чильяне, а для облегчения гастрольных поездок ему был выдан дипломатический паспорт бессрочного действия.

Нельзя сказать, что удача сопутствовала Аррау везде и всегда. Так, его первое выступление в США, состоявшееся в 1921 году, обернулось фиаско. Во врем своих первых гастролей в Советском Союзе в 1929 году пианист был принят публикой более благосклонно, чем в Америке, и все же триумфальным это выступление назвать было нельзя. К тому времени Аррау уже был победителем Международного конкурса пианистов, состоявшегося в 1927 году в Женеве. В Москве он исполнил с оркестром три фортепианных концерта – Первый концерт Петра Ильича Чайковского, Второй концерт Фредерика Шопена и Четвертый концерт Людвига ван Бетховена. В сольную программу пианиста вошли прелюдии и фуги Иоганна Себастьяна Баха, «Исламей» Милия Алексеевича Балакирева, Соната си-минор Фредерика Шопена, пьесы Клода Дебюсси и «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского. Феноменальная виртуозность пианиста поразила публику, но она же стала основной причиной относительно холодного приема – Аррау упрекали в чрезмерной быстроте темпов, которая препятствовала глубине интерпретаций.

В те годы Аррау совмещал концертную деятельность с преподаванием в Консерватории Штерна, где работал с 1925 года. Среди городов, где он выступал, был и Берлин – в 1935 году пианист представил там концертную программу, содержавшую все клавирные сочинения Иоганна Себастьяна Баха, но позднее он полностью отказался от исполнения творений этого композитора: пианист пришел к выводу, что подлинного «баховского» звучания фортепиано не даст никогда.

В 1940 году Аррау открыл музыкальную школу в столице Чили, а по прошествии года предпринял новую попытку покорить США. На этот раз его гастроли по этой стране прошли с большим успехом, и музыкант обосновался в Нью-Йорке. В последующие десятилетия он продолжал активно гастролировать по всему миру, не забывая и о родной стране – лишь после прихода к власти Пиночета Аррау отказался выступать в Чили. География гастролей музыканта охватывала весь мир, а исполнительская манера его с годами приобрела новые качества – углубленность интерпретаций, тембровую красочность. Благодаря этому вторые гастроли пианиста в СССР, состоявшиеся в 1968 году, оказались несравненно более успешными, чем первые.

Перешагнув рубеж восьмидесятилетия, Аррау продолжал гастролировать, хотя и снизил ежегодное количество выступлений со ста до шестидесяти. В 1984 году он вновь прибыл в Чили. Возвращение было поистине триумфальным: его имя было на передовицах всех газет, его концерты, транслировавшиеся по телевидению, смотрело 80% населения Чили.

Последние годы жизни Клаудио Аррау прошли в Европе. Он ушел из жизни в 1991 году в австрийском городе Мюрццушлаге, но похоронен был в Чильяне – с почестями, какие воздаются национальным героям Чили.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.