С появлением в культурном ландшафте Казани в 2018 году фестиваля «StagePlatforma» балетный дискурс вышел за пределы афиши Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля

 

Программы прошлых лет включали мастер-классы, тематические просмотры фильмов, «Круглые столы», балетные гала-концерты и, конечно, премьеры спектаклей. Из залов Дома актера имени М. Салимжанова и просторов Казанского Кремля (формат open-air) фестиваль переместился на сцену главного музыкального театра Татарстана — родную для создателя фестиваля Олега Ивенко. Именно этот пламенный танцовщик, неутомимо раскрывающий себя в самых разных творческих устремлениях – от блистательного исполнения партий классического репертуара до драматической игры в кинофильмах о балете – задумал и осуществил профессиональный проект, направленный на «создание площадки (платформы) для взаимодействия артистов и деятелей искусства, интересующихся современным балетом и contemporary-dance.» Ивенко поставил перед собой серьезную задачу «популяризировать современную хореографию, приобщать к ней новую аудиторию, создавать условия для профессионального и творческого роста талантливых танцовщиков Республики Татарстан.» Что ж, идеология понятна и убедительна. Однако важнее то, что внятная концепция не ограничилась лишь громкой декларацией, а успешно реализуется. Фестиваль 2022 года с большим успехом представил публике балет «Личности Миллигана». Ныне свет рампы зажегся для новой мировой премьеры – балета «Тесла».

Олег Ивенко в заглавной роли балета «Тесла»

Сам выбор тем будущих спектаклей – действия, свидетельствующие о широте взглядов создателей, их желании обращаться к незатасканным образам, а не плодить очередную «интерпретацию» пройденного или фабриковать новую «движенческую» бессмыслицу.

Идея воссоздать хореографическими средствами образ выдающегося ученого Николы Теслы вдохновила композитора Эльмира Низамова и балетмейстера-постановщика Олега Габышева, также написавшего либретто балета, которые уже сотрудничали в создании балета «Личности Миллигана». Обоим вновь пришлось начать с чистого листа, напитавшись биографическими сведениями о Тесле – инженере-электрике сербского происхождения, работавшем в Европе и Америке, и своими научными открытиями изменившем жизнь Человечества. Так появилась партитура эмоционально насыщенная, использовавшая «особый тембровый арсенал».

Олег Габышев — Томас Эдисон

Обычно не склонный к прямому цитированию, Низамов вполне обоснованно удовлетворил рекомендацию Габышева, внеся в партитуру мотив песни «Тамо далéко», которая стала знаменитым гимном побежденных во второй мировой войне сербских солдат, и была подхвачена эмигрантами, лишившимися родины. В звуковой симфонии слышен голос рояля и ударных. Низамов не только мелодист, но и интеллектуал, поддержавший своим искусством один из визуальных образов спектакля – натянутые струны. Поскольку Тесла работал с электричеством, композитор посчитал органичным использование струнного оркестра, рождающего ассоциации с проводами, «звучащими» под высоковольтным напряжением.

Никола Тесла был неординарной личностью. В желании расширить границы сознания, он пропускал через голову токи высокой частоты, вводя себя в искусственную кому. Его странностью, к примеру, была и мизофобия — патологическая боязнь загрязнений или же заражений, и как следствие – навязчивое стремление избегать возможного прикосновения к окружающим предметам и непосредственного контакта с другими людьми.

О. Габышев — Эдисон, О. Ивенко — Тесла

Но не эта особенность психики оказались в фокусе внимания Габышева. Его увлекала идея показать ученого, готового рисковать собственной жизнью при поиске ответов на фундаментальные вопросы об электрической энергии и магнитном поле. Всеми силами души Тесла жаждал создать условия, чтобы эта энергия была направлена во благо людей. При этом в жизни он был человеком не очень защищенным, порой наивным. Во всяком случае именно таким рисует портрет Теслы балетмейстер через столкновение вульгарной жадности Томаса Эдисона и доверчивости ученого, положившегося на устное обещание вознаграждения. Однако за этим бытовым конфликтом с работодателем встает более серьезная моральная проблема, разделяющая двух выдающихся изобретателей: Эдисон предстает расчетливым и холодным (чтобы не сказать бесчестным) бизнесменом, видящим в научно-техническом прогрессе источник своего материального благополучия. Тесла же, в противоположность, проявляет черты порядочности, великодушия и благородства. Предельно одинокий, человек высокой мечты и одновременно – реального дела, он думает о счастье людей.

О. Ивенко — Тесла, О. Габышев — Эдисон

Затрагивая нравственные вопросы человеческой природы, Габышев, безупречно чеканит хореографическую форму, добиваясь в итоге трепетности ее восприятия зрителем. Создать балет о реальном человеке, ученом –для художника еще тот вызов. Габышев с ним справился великолепно. Осмысленность происходящего на сцене обрела режиссерскую внятность. Вот лишь один волнующий пример: в недра требующего ремонта прибора «проникает» иррациональный персонаж — Тесла-мальчик, и его высунувшая сквозь провода рука передает уже маститому ученому деталь, устраняя поломку. Так обобщенно поэтически обыграна реальная декорация и достигнут драматургический эффект. Всеобъемлющий смысл порождают картины воспоминаний Теслы о детстве (в роли Теслы-мальчика Александра Елагина и Дина Набиуллина), страстные монологи угрюмого Эдисона и пламенного Теслы, ирония механистичного танца Инженеров (Анастасия Власова, Дина Набиуллина, Ирина Нуждова, Екатерина Федотова, Алина Фейзрахманова) содержательные дуэты. Природа пластических диалогов в этом спектакле различна. Противостояние Эдисона и Теслы, переданное танцем имеет несколько «драмбалетный» характер, тогда как взаимодействие Теслы с условным персонажем Электричество движимо внутренним огнем.

О. Ивенко — Тесла, К.Андреева-Захарова — Электричество

Электричество (Каролина Заборне, Кристина Андреева-Захарова) – субстанция враждебная. Пластика ломкая, движения колкие, конвульсивные, судорожные… Оно агрессивно и норовит смертельно поразить неосторожного экспериментатора, отважившегося на схватку с превосходящей его силой. Однако в какой-то момент человек оказывается победителем, укротившим могущество природы. Электричество заключено в колбу и может быть использовано во имя Добра.

О.Ивенко — Тесла

К слову, колбу, являющую собой точную модель прибора Теслы, заказанную по чертежам музея Теслы, доставили из Сочи, что еще раз подтверждает серьезность отношения организаторов проекта «StagePlatforma» к делу.

Не зря они нашли поддержку Министерства культуры Республики Татарстан, благотворительно фонда «Татнефть» и дирекции театра оперы и балета. Самое время назвать художника-постановщиков спектакля Елисея Шепелева и художника по свету Владимира Коваленко. Шепелев придумал интересное оформление, сочетающее жесткие декорации (упомянутый выше электрический прибор, кабинет ученого, лабораторную колбу) со светящейся гирляндой, пучком электрических проводов через всю сцену и экраном, на котором как на черной лабораторной доске мелом возникали то физические формулы, то цветные картины мирных сербских пейзажей детства, то пугающие грозовые прострелы молний. Выразительны силуэты героев, передавшие мужскую моду начала XX века, и «метафизический» наряд Электричества.

К.Андреева-Захарова — Электричество

Спектакль идет под запись оркестра татарского театра оперы и балета, дирижер – Ренат Салаватов.

В трактовке роли Эдисона Антоном Полодюком понятны побудительные мотивы этого мрачного человека, лишенного романтических идеалов. Разнообразен и точен в характеристиках Эдисона Олег Габышев. Его Эдисон – человек холодного, презрительного ума, для которого цель оправдывает средства и поступки, даже не очень честные. На грани психологического срыва живет в образе Теслы Олег Ивенко. С помощью грима портретное сходство артиста с его героем почти фотографическое. Танцовщик играет человека яростного, предельно эмоционально взвинченного. Что для других ремесло и рутина, для мятежного Теслы-Ивенко – призвание, миссия, страсть.  Может, именно это сближает обоих?!

О.Ивенко — Тесла

 

 

 

Фото- Рамис Назмиев