(1920–2003)
Русского певца Ивана Ивановича Петрова называли продолжателем великих шаляпинских традиций. Именно так воспринимала его публика и во Франции, и в Австралии, и в Японии, и в зале Большого театра, который Петров с гордостью называл лучшим театром мира, признаваясь, что счастлив работать в нем.
Родина певца – Иркутск. Настоящая фамилия его была Краузе, он появился на свет в семье обрусевших немцев. Отец был железнодорожным инженером, профессиональных певцов в семье не было, но музыку и театр любили все. Дед – купец первой гильдии – финансировал строительство театров в Красноярске и Иркутске, отец, обладавший прекрасным басом, любил петь, мать тоже пела. Оперной труппы в Иркутске не было, но часто гастролировали известные певцы, и их всегда приглашали в дом семейства Краузе.
В 1930-м году, когда семья переехала в Москву, старшие братья и сестры Ивана начали заниматься пением. Двенадцатилетнему Ивану нравилось слушать, как они пели дома романсы и арии, но гораздо больше увлекал его тогда волейбол. Шли годы, Иван стал нападающим столичной юношеской сборной и, возможно, связал бы свою жизнь со спортом, если бы не случай. Однажды в школе он шел по коридору, напевая арию Гремина, которую слышал от брата. Услышавший его учитель пения отметил, что у юноши прекрасный голос и уговорил его выступить на школьном вечере с той самой арией. Потом были и другие выступления. Однажды в школе прошел концерт оперных певцов, директор попросил одного из них – Сергея Петровича Юдина, знаменитого тенора – прослушать одаренного юношу. Тот согласился и после прослушивания одобрил голос Краузе и посоветовал ему серьезно учиться пению.
Иван Краузе совету последовал – после окончания школы он поступил в Музыкально-театральное училище им. А.К.Глазунова. Наставником его стал Анатолий Константинович Минеев, который когда-то пел в спектаклях вместе с Федором Ивановичем Шаляпиным. Уже на втором курсе Краузе с большим успехом исполнил на концерте студентов училища в Колонном зале одну из самых сложных арий басового репертуара – арию Филиппа II из «Дона Карлоса».
Краузе обладал не только прекрасным голосом, но и актерскими способностями. Именно благодаря им на него обратил внимание Сергей Михайлович Остроумов – певец Большого театра, который ставил со студентами училища оперу «Царская невеста». Краузе досталась роль без речей – Иван Грозный, но исполнил он ее так убедительно, что Остроумов пожелал его прослушать. По его рекомендации молодого певца приняли солистом в Московскую филармонию. Одновременно он пел в оперном ансамбле в Доме ученых, где представлялись в концертном исполнении оперы, редко ставившиеся в театрах. Краузе исполнял небольшие партии. В скором времени ему доверили роль Сальери в опере «Моцарт и Сальери», но спектакль не состоялся, поскольку началась война.
В годы войны в составе артистической фронтовой бригады Краузе концертировал на Волховском и Брянском фронтах, а возвратившись в 1943 году в Москву, он был принят в Большой театр. То время можно назвать расцветом театра, ведь в нем пели Александр Степанович Пирогов, Сергей Яковлевич Лемешев, Марк Осипович Рейзен и другие великие артисты. Опытные певцы дружелюбно относились к молодому коллеге, охотно давали советы. Краузе поначалу пел Анджелотти в «Тоске», Зарецкого в «Евгении Онегине» и другие небольшие партии. Первой центральной ролью стала партия Руслана. Вскоре в его репертуаре появились новые партии: Гремин, дон Базилио, Владимир Галицкий. В 1947 году на спектакле «Вражья сила», в котором Краузе пел Ерёмку, присутствовал Иосиф Виссарионович Сталин. Певец понравился ему, а узнав, что его фамилия Краузе, Сталин посоветовал ему сменить фамилию. Так Иван Краузе стал Иваном Петровым, приняв фамилию супруги. В том же году он удостоился золотой медали на Первом международном фестивале молодежи и студентов в Чехословакии, а через два года – на Втором фестивале в Венгрии. В следующем году Петров блестяще исполнил партию Досифея в «Хованщине». Он создал очень убедительный образ расчетливого политика, скрывающего свою истинную сущность под маской старца, отрешенного от всего земного.
За много лет сценической деятельности певец создал целую галерею незабываемых образов: по-детски доверчивый царь Салтан, изысканно-насмешливый Мефистофель, таинственный и непреклонный жрец Рамфис, суровый Варяжский гость… Высшим признанием его таланта стал перстень, подаренный внучкой Шаляпина после спектакля «Борис Годунов»: она признала певца достойным наследником своего великого деда. А во время гастролей в Париже к нему подошла внучка Шарля Гуно и призналась, что именно таким ей представлялся Мефистофель… Но творчество Петрова не ограничивалось оперной сценой: обладая драматическим талантом, он исполнил роль Зеба Стампа в фильме «Всадник без головы».
Перу Петрова принадлежит немало очерков и статей на музыкальные темы, а также автобиографическая книга «Четверть века в Большом».
Иван Петров ушел из жизни в 2003 году.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев