На фестивале «Звезды белых ночей» состоялась премьера венгерского диптиха Белы Бартока — балета «Чудесный мандарин» и оперы «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока.

Замок герцога Синяя Борода. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
Режиссерскую концепцию спектаклей воплотил на исторической сцене Мариинского театра Юрий Посохов. Несколько лет назад он обращался к подобному проекту специально для Кливлендского оркестра и Балета Джоффри. В той американской постановке принял участие Михаил Петренко (он же сыграл герцога Синяя Борода на петербургской премьере). Рассказав потом об этой работе Диане Вишневой, Петренко увлек прославленную балерину инициативой представления этого диптиха на мариинской сцене. Вот только ждать пришлось немало. Юрия Посохова увлек мир тайн и откровений театра Бартока, как и мистицизм его музыки:
Юрий Посохов:
«Чем больше слушаешь эту музыку, тем глубже вникаешь в нее и всегда находишь что-то новое. Ее космический масштаб до меня доходит все больше и больше. Моя любовь к этой музыке выросла, а когда любишь человека, то все время находишь в нем безграничность, это как миракл. Такой миракл произошел для меня с музыкой Бартока. Музыка для меня всегда на первом месте, я должен ее выражать. Я попытался найти такой подход к музыке, чтобы зритель услышал в ней отражение сегодняшнего дня, воспринял ее сквозь призму своего времени и на спектакль смотрел не как на исторический факт, а чтобы он был ему близок».

Чудесный мандарин. Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр
Большинство сценических произведений Бартока – опера «Замок герцога Синяя Борода» и два балета («Деревянный принц» и «Чудесный мандарин») – были созданы в начале прошлого века. Каждое из этих произведений основано на мрачных фантастических сюжетах, музыкальный язык претворяет в себе фольклор, импрессионизм и символизм в духе «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси, а также экспрессионизм музыкальных драм Рихарда Штрауса.

Чудесный мандарин. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
Балетная история «Чудесного мандарина» рассказывает о заколдованном китайском чиновнике (мандарине, мариинский премьер Кимин Ким), который испытывает маниакальные чувства к уличной девице (Диана Вишнева), танцующей мистический танец, что делает его бессмертным. Трое бандитов наносят Мандарину в трущобах смертельные раны, но пыл любви не способен побороть смерть. Музыка околдовывает и завораживает буквально с первых же тактов таинственной партитуры.
Барток создал оперу «Замок герцога Синяя Борода» в сравнительно молодом возрасте на либретто венгерского драматурга Белы Балажа по мотивам пьесы Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя Борода». Премьера состоялась в 1918 году на сцене Венгерского государственного оперного театра в Будапеште. В нашей стране опера впервые прозвучала на русском языке в 1978 году в Большом театре. Оригинальную версию на венгерском представляли в Мариинском в 2010-м в ко-продукции с Английской национальной оперой, режиссер Дэниел Креймер.

Замок герцога Синяя Борода. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
В основе темной символистской драмы череда взаимоотношений молодой красавицы Юдит и ее мужа, зловещего старого герцога Синяя Борода, который успел похоронить нескольких жен. Его покойные супруги символизируют в опере разные времена суток. Опера поражает своей многоплановостью и изрядной вокальной сложностью. Овладеть подобным материалом способен не каждый артист. Между тем, Михаилу Петренко (Синяя Борода) и Екатерине Сергеевой (Юдит) мастерски удалось преобразиться в своих персонажей и донести до зрителей яркую эмоциональную игру, переживания, любовь и страсти. Оркестр Мариинского театра под чутким управлением Кристиана Кнаппа стал тоже героем данной постановки и разместился на заднике сцены наряду с танцовщиками и оперными солистами. Синяя Борода раскрывает молодой красавице Юдит семь потайных дверей замка. За каждой из них скрыты тайны души старого герцога.
Пока нет комментариев