30 октября в Концертном зале «Зарядье» всемирно известный бас, художественный руководитель Севастопольского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист России Ильдар Абдразаков выступит не только в заглавной партии, но и в качестве режиссёра в яркой и захватывающей опере «Алеко» Сергея Рахманинова. Постановка станет первой оперной премьерой Севастопольского театра в Москве.
Спектакль пройдёт в сценическом исполнении с масштабными декорациями. Партию молодого цыгана исполнит приглашенный солист Большого театра Беларуси, тенор Иосиф Никитенко.
В беседе с корреспондентом и обозревателем «Музыкальных сезонов» Виктором Александровым Иосиф Никитенко размышляет о том, как пришёл в мир оперы, о своих вокальных победах, творческом альянсе с Ильдаром Абдразаковым и сотрудничестве с Севастопольским театром оперы и балета.
Виктор Александров: Иосиф, когда вы поняли предназначение посвятить свою жизнь вокальному искусству?
Иосиф Никитенко: Еще когда я учился в 9 классе общеобразовательной школы, мой папа включил мне видеозапись выступления трех великих теноров: Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти. Это был Рождественский концерт в Вене 1999 года. Я неоднократно пересматривал его. Немного позже я открыл для себя имя великого Дмитрия Хворостовского. До сих пор помню свои невероятные впечатления от просмотра концерта песен военных лет и старинных романсов и русских песен в БЗК. Я попробовал некоторые из них спеть, как, например, «Очи черные», «Ямщик, не гони лошадей» и многие другие. Меня очень увлекла эта музыка, как и почти все творчество Дмитрия Хворостовского. Я переслушал множество разных арий в его исполнении. Особенно запомнилась ария Риголетто. Даже не зная слов, улавливая мелодию на слух, я пытался за ним петь.

Иосиф Никитенко в роли Молодого цыгана в опере С.В. Рахманинова «Алеко» (Севастопольский театр оперы и балета, фестиваль «Херсонес Таврический»)
В. А. Значит, имя Хворостовского во многом предопределило вашу будущую вокальную судьбу?
И.Н. Да, я действительно потом серьёзно занялся вокалом: после окончания школы поступил в Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К. Огинского в класс педагога Г. И. Юревича, который выпустил немало первоклассных певцов, среди них прославленный российский баритон Владислав Сулимский. Вместе с преподавателем мы много и кропотливо работали. Георгий Илларионович очень грамотно и профессионально подбирал репертуар в расчёте на мой тембр голоса.
В.А. Белорусская земля, как известно, славится красивыми голосами. Это край песен и мелодий удивительной красоты. Вас с детства сопровождало пение? В вашей семье были музыканты?
И.Н. Да, я в детстве пел на многих культурных мероприятиях, но почему-то всегда стеснялся своего голоса. Я из многодетной семьи, у нас не было профессиональных музыкантов. Я играл на трубе, успехи были неплохие, но после перенесенной операции не смог на ней дальше играть, а потом и вовсе забросил, как только начал петь.

Иосиф Никитенко в работе с Ильдаром Абдразаковым и концертмейстером Евгением Сергеевым
В.А.: Победа на I Международном конкурсе оперных певцов имени Федора Шаляпина в Санкт-Петербурге круто изменила вашу карьеру?
И.Н. Безусловно! Этот конкурс позволил мне показать себя в 21 год. Но главное, что победа на нем свела меня с Ильдаром Абдразаковым! Я невероятно благодарен Ильдару Амировичу за то, что он заметил и поверил в меня, дал мне шанс и столь высокую оценку. Для меня это стало шоком, так как я ехал, абсолютно не рассчитывая на победу. Я и сам не подозревал, как вот так тур за туром приблизился к финалу. Ну а когда Ильдар Амирович объявил, что приглашает меня на свой фестиваль, я вообще был на седьмом небе от счастья! Ильдар Абдразаков — удивительный человек потрясающего обаяния и отзывчивости. Он так чувствует и располагает к себе людей, помнит и поддерживает каждого. Я часто наблюдаю за ним на спектаклях и концертах, смотрю как он поет и проживает своих героев, многому учусь у него! Ильдар Амирович пригласил меня два раза спеть с ним в опере «Борис Годунов» Мусоргского, где я исполнял партию Юродивого.
В.А.: Иосиф, я знаю, что вы очень целеустремлённый и волевой человек и никогда не останавливаетесь на достигнутом. Поездка в Мумбай на «Опералию» к Пласидо Доминго уже осуществилась. Какая ваша следующая цель?
И.Н. Вы знаете, поездка сама по себе получилась довольно спонтанной. Я просто отправил заявку, надеясь пройти на конкурс. И это произошло. Но буквально накануне конкурса я внезапно простудился и пел больной, тем не менее, Доминго очень понравился мой голос и моё исполнение партий Ленского и Фернандо. Но пройти дальше мне было не суждено, и я не расстроился. Ведь попасть на «Опералию» — это уже громадный успех! Маэстро посоветовал мне приехать через два года еще раз, так что я не отчаиваюсь. Цели поставлены — расти профессионально, учить партии и совершенствовать свой голос.

Иосиф Никитенко (Молодой цыган) и Ильдар Абдразаков (Алеко) на фестивале «Херсонес Таврический» (Севастопольский театр оперы и балета)
В.А.: Иосиф, я знаю, что вы неравнодушны к музыке Георгия Свиридова и стараетесь привнести в исполнение его романсов и песен частичку своей души. Чем именно вам дороги сочинения композитора?
И.Н. Свиридов — один из моих любимых композиторов. Его музыка созвучна моей душе. Да и стихи Сергея Есенина тоже трогают моё сердце. Мне бы очень хотелось как можно больше петь Свиридова. Есть мечта исполнить его вокальные циклы «У меня отец — крестьянин» и «Отчалившая Русь» в Большом зале Московской консерватории. Мне очень импонирует в музыке Свиридова такая простая, но в то же время сложная напевность, которая не сразу оказалась понятной.
В.А.: А к музыке белорусских композиторов вы обращаетесь в своих концертах?
И.Н. К большому сожалению, очень редко, так как для тенора белорусский репертуар не такой и большой, но иногда я пою некоторые песни и делаю это с большим восхищением.
В.А.: Как правильно следует относиться к своему голосу и развивать его?
И.Н. Я считаю, что нужно очень трепетно и аккуратно подходить к выбору репертуара. Ведь сейчас, пока я ещё молодой и во мне много энергии, есть желание спеть абсолютно все, но забываешь, что организм не железный. Например, если я сейчас качественно исполню предсмертную арию Каварадосси или арию Калафа, в любом случае это будет звучать несколько инфантильно. А вот к 40 годам обе арии прозвучат совершенно по-другому. Важно правильно развивать и совершенствовать свой голос, чтобы он и в 40 лет звучал молодо и звонко! Тогда я буду, наверное, интересен. Но это возможно исключительно при хорошей вокальной школе, умению петь на дыхании, что у меня не всегда получается, и, конечно, правильно подобранному репертуару.
В.А.: С кем из вокалистов вам посчастливилось петь на одной сцене?
И.Н. Мой исполнительский опыт еще пока невелик. Могу назвать имена Ильдара Абдразакова, Алексея Тихомирова, Алексея Татаринцева, Владислава Сулимского, Динары Алиевой, а также таких дирижеров, как В.А. Гергиев и И.А. Рудин.

Сцена из оперы С.В. Рахманинова «Алеко»:
Иосиф Никитенко в роли Молодого цыгана, Анастасия Сагайдак — Земфира (Севастопольский театр оперы и балета, фестиваль «Херсонес Таврический»)
В.А.: Участие в новой постановке «Алеко» Сергея Рахманинова на фестивале «Херсонес Таврический» какие чувства оставило в вашей душе?
И.Н. Спектакль мне очень понравился, прежде всего, благодаря потрясающему вокальному составу под руководством Ильдара Амировича Абдразакова участвовать в этой премьере было легко и интересно. Меня особенно поразила сама идея спектакля, декорации и мизансцены. Да и музыка Рахманинова божественная! Партия молодого цыгана очень хорошо легла на мой голос и с партнерами по сцене невероятно повезло!
Фото предоставлены пресс-службой Севастопольского государственного театра оперы и балета
Автор фото — Евгений Евтюхов
Пока нет комментариев