(1930–1997)

 

Игорь Семенович Безродный – не просто знаменитый скрипач, это представитель музыкальной династии: скрипачами были его родители, сын пошел по стопам отца, тоже став скрипачом.

Родина музыканта – город Тбилиси. Он появился на свет в семье концертмейстера оркестра филармонии, который одновременно преподавал искусство скрипичной игры в консерватории, мать тоже была скрипачкой (она обучалась у Семена Ильича в консерватории). Игорь в детстве мечтал стать дирижером, но его мечты о музыкальной карьере реализовались по-иному: родители обучали его игре на скрипке, а в семилетнем возрасте привезли в Москву. Талантливый мальчик был принят в ЦМШ, где его наставником был Абрам Ильич Ямпольский. Под его руководством Безродный проучился в общей сложности восемнадцать лет: после окончания школы Ямпольский продолжал наставлять его в консерватории, а затем – в аспирантуре.

В семнадцатилетнем возрасте музыкант принял участие в Международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Праге. Это было первое в его жизни международное состязание. Наряду с ним в конкурсе скрипачей, проходившем в рамках фестиваля, участвовали еще два музыканта из Москвы – Леонид Борисович Коган и Юлиан Григорьевич Ситковецкий, которые тоже были учениками Ямпольского. Выступили все три исполнителя настолько успешно, что жюри не смогло выбрать одного из них и разделило высшую награду между тремя советскими скрипачами.

По прошествии двух лет Безродный снова побывал в Праге – на сей раз в качестве участника Конкурса им. Яна Кубелика, и тоже удостоился первой премии, а в следующем году одержал победу на конкурсе, проходившем в ГДР и приуроченном к двухсотлетнему юбилею Иоганна Себастьяна Баха. Эти победы открыли му возможность концертировать – и активная гастрольная деятельность музыканта началась несмотря на то, что он был еще студентом.

Игорь Безродный объездил с гастролями множество городов и стран – как утверждал сам исполнитель, проще сказать, где он не был: в Африке и в Австралии. Но где бы ни концертировал скрипач, его исполнение неизменно вызывало восторги публики. Этому способствовали и тембровое богатство, и философская глубина интерпретаций. Гастролировал он не только в качестве солиста: начиная с 1965 года скрипач играл в составе фортепианного трио с Дмитрием Александровичем Башкировым (фортепиано) и Михаилом Эммануиловичем Хомицером (виолончель).

Другое направление деятельности Игоря Безродного – преподавание. Еще в пору обучения в аспирантуре он стал ассистентом своего наставника, а два года спустя после окончания аспирантуры у него появился собственный класс в Московской консерватории.

А как же детская мечта о дирижерской карьере – неужели Игорь Безродный, повзрослев, забыл о ней? Нет, не забыл, и последовательно шел к ее осуществлению. История искусства знает примеры, когда музыканты, не обучавшиеся дирижированию специально, становились за дирижерский пульт и благодаря своему исполнительскому опыту достигали успеха на этом поприще, но Безродный называл такой вариант «музыкальным хобби» и для себя считал неприемлемым. Уже будучи доцентом, он – не обращая внимание на ироничное отношение коллег – вновь стал студентом, чтобы получить дирижерскую специальность. Завершив учебу, Безродный впервые выступил в качестве дирижера в 1967 году. Произошло это в Иркутске – под его управлением прозвучала увертюра-фантазия Петра Ильича Чайковского «Ромео и Джульетта». По воспоминаниям артиста, он так волновался, что забыл, где находятся в оркестре кларнеты и фаготы, с хорала которых начинается это произведение, и дал ауфтакт, зажмурившись. Несмотря на это концерт прошел успешно, а три года спустя состоялся московский дирижерский дебют Безродного: в программу, прозвучавшую под его управлением, входило такое сложное произведение, как увертюра к опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Александр Васильевич Свешников, возглавлявший в то время консерваторию, назвал его «сумасшедшим», когда узнал, что дирижер, не имеющий достаточного опыта, взялся за такое трудное произведение, да еще поставил его первым номером программы. Однако Игорю Семеновичу удалось успешно преодолеть все трудности.

С 1976 года по 1981 Безродный возглавлял Московский камерный оркестр, в последующие годы гастролировал как дирижер, выступая с разными коллективами, а в 1986 году был приглашен в Финляндию – в город Турку, где возглавил Филармонический оркестр. Этим исполнительским коллективом Игорь Семенович руководил четыре года, а затем стал профессором Музыкальной академии имени Яна Сибелиуса. Педагогический опыт – как свой собственный, так и своего наставника – он обобщил в книге «Педагогический метод профессора А.И.Ямпольского», изданной в Москве в 1995 году.

Игорь Безродный ушел из жизни в 1997 году в Хельсинки.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.