Творчество Николая Васильевича Гоголя – одно из ярчайших явлений русской литературы, и оно не раз вдохновляло отечественных композиторов. Николай Андреевич Римский-Корсаков создал две прекрасные оперы по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» – «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», последняя повесть вдохновила и Петра Ильича Чайковского, став основой оперы «Черевички». Над операми «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» работал Модест Петрович Мусоргский (к сожалению, они не были завершены), а Дмитрий Дмитриевич Шостакович свою первую оперу написал по повести «Нос». Оперы по гоголевским произведениям создали Юрий Маркович Буцко, Николай Витальевич Лысенко, Моисей (Мечислав) Самуилович Вайнберг и другие композиторы. Обратился к творчеству Гоголя и Геннадий Иванович Банщиков.

В 1971 году Театр им. С.М.Кирова (ныне Мариинский театр) заказал Банщикову оперу по одной из четырех повестей, составляющих сборник «Миргород» – «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Такая литературная основа была чрезвычайно близка композитору: в детские годы он часто бывал на украинской земле, причем лето он проводил именно в тех местах, где родился Гоголь, посещал «гоголевские места» – и это помогло ему заинтересоваться произведениями писателя, полюбить их. Любовь к творчеству Гоголя Геннадий Иванович сохранил и в зрелые годы.

Либретто оперы написал писатель Михаил Павлович Лободин. По аналогии с литературным источником, произведение получило заглавие «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В сравнении с повестью сюжет не претерпел существенных изменений, но был сокращен. В гоголевской повести довольно много действующих лиц: по ходу действия мы встречаемся и с ключницей Гапкой, и с бабой Горпиной, и с городничим, и со многими другими персонажами. Все эти колоритные личности появляются во второй половине повести, где описывается «противостояние» поссорившихся бывших приятелей, которые поначалу пакостят друг другу всеми доступными способами, а потом затевают судебную тяжбу, вовлекая в нее чуть ли не весь город, и затягивается она более чем на два десятилетия… Этой части сюжета в опере нет: композитор и либреттист ограничились первыми двумя главами – собственно ссорой, а из всех персонажей в опере действуют только два заглавных героя, поэтому оперу Банщикова нередко называют «оперой-сценой». В определенной степени это было обусловлено задачей, которую поставил перед автором театр – создать камерную оперу, но именно такой подход позволил полностью сосредоточиться на психологии персонажей.

В опере прекрасно передан дух гоголевской повести, которая заставляет и посмеяться, и задуматься. Заключительной фразы – «Скучно на этом свете, господа!» – в либретто нет, но именно она, по признанию композитора, определила концепцию оперы: «скучно» – значит «безнадежно», речь идет о духовной пустоте, лишающей человеческую жизнь смысла.

Геннадий Банщиков посвятил свою оперу… Рихарду Штраусу. Такое посвящение может показаться неожиданным, но некоторые черты оперы действительно заставляют вспомнить о Рихарде Штраусе и даже о Рихарде Вагнере. В произведении задействовал полный тройной состав оркестра – что необычно для камерной оперы, и такое несоответствие само по себе производит комический эффект. Он усиливается благодаря оркестровому вступлению, некоторые интонации которого заставляют вспомнить Героическую симфонию Людвига ван Бетховена (и это напоминает об излюбленном приеме Гоголя – сопоставление «высокого» и «низкого», трагического и комического).

Природа вокальных партий определяется либретто, в котором сохранен прозаический текст Гоголя – это располагало к созданию речитативно-декламационной оперы. Композитор опирался на традиции великих предшественников – Мусоргского, Шостаковича. С первых же реплик возникают яркие, индивидуальные образы героев. «Сверхпредупредительный» и даже не лишенный некоторого изящества Иван Иванович охарактеризован мягкими интонациями в духе лирической ариозности, в речи важного и степенного Ивана Никифоровича присутствуют интонации в «героическом» духе (движение по аккордовым звукам).

Но музыкальный язык оперы не ограничивается речитативностью. Важную роль играет в ней украинская песня «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю…». Цитируя ее, композитор не просто обозначает место действия: когда герои в начале оперы вместе поют эту песню, возникают очертания будущей ссоры: Иван Иванович подхватывает песню, запеваемую другом, не в той тональности, мелодия звучит параллельными тритонами. Эта же мелодия появляется и в конце оперы.

Опера была написана прямо-таки в рекордный срок – всего за три месяца. Ее ожидала счастливая судьба: в 1972 году произведение было экранизировано Свердловским телевидением, в 1973 году поставлено в Театре им. С.М.Кирова, а в последующие годы нередко исполнялась в концертном варианте во многих городах. Позднее произведение сошло со сцены, но интерес к нему возродился в 2009 году, когда отмечался двухсотлетний юбилей Гоголя. Опера была возвращена в репертуар Мариинского театра.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.