(1810–1893)
Венгерский композитор Ференц Эркель прожил долгую жизнь, охватывающую почти все XIX столетие. Наряду с Ференцем Листом он считается величайшем деятелем венгерской музыки того времени. Именно Эркель заложил основы венгерской оперы.
Родина Ференца Эркеля – город Дьюла, расположенный на юго-востоке Венгрии. О его предках известно мало: по одним источникам, они происходили из Голландии, по другим – из Фрейбурга в земле Баден. Отец Ференца руководил церковным хором, будучи одновременно органистом, именно от него мальчик получил первые уроки фортепианной игры. Обучался Ференц очень успешно – уже в десятилетнем возрасте он мог заменять отца в качестве органиста в церкви. Отец был рад, что Ференц любит музыку, но не желал, чтобы тот стал профессиональным музыкантом – Эркель-старший надеялся, что сын станет чиновником. Однако у Ференца были другие планы на жизнь. Обучаясь с двенадцатилетнего возраста в Пресбурге (ныне Братислава) у монахов-бенедиктинцев, он одновременно учился музыке у Генриха Клейна, друга Людвига ван Бетховена. Наставник познакомил ученика с творениями венских классиков. В Пресбурге Эркель получал множество музыкальных впечатлений – в частности, посещал оперные спектакли. Наряду с Клейном у него был еще один учитель – композитор и пианист Карой Тураньи, под влиянием которого Ференц заинтересовался венгерским музыкальным фольклором.
Молодой музыкант вскоре приобрел известность в Пресбурге – он играл на органе в монастыре Богоматери. К тому времени относится его первое (несохранившееся) сочинение – «Литания».
Окончив в 1825 году монастырскую школу, Эркель возвратился в родной город, а с конца следующего года работал домашним учителем музыки в доме графа Калмана Чаки в Клаузенбурге – крупнейшем городе Трансильвании. Работа домашнего учителя оставляла достаточно времени и для концертирования, и для получения новых музыкальных впечатлений – например, для посещения оперного театра, а также для знакомства с народной музыкой. Как вспоминал впоследствии композитор, именно тогда венгерская музыка «заполонила его душу». Используя мелодии народных венгерских песен, Эркель создавал фортепианные пьесы, вариации, фантазии, импровизировал во время своих концертов в Клаузенбурге.
В 1833 году Эркель, уже снискавший известность, был приглашен домашним учителем в дом графа Штайнляйн-Зеленштайн. Дорога в Семеред, где жило это аристократическое семейство, пролегала через Пешт. Там Эркель дал концерт, поразив публику своей виртуозностью.
С 1835 года Ференц Эркель работал в Бургтеатре в Буде. Его дирижерская карьера началась с постановки оперы «Севильский цирюльник». В 1838 году в Пеште он возглавил оперную труппу Национального театра. Первой оперой, которой он продирижировал в новом театре, стала «Чужестранка» Винченцо Беллини, но главной целью Эркеля была введение в репертуар венгерских опер. Постановка «Хитрости» Андраша Бартаи успеха не имела, как и «Царство фей в Венгрии» Йозефа Сердахейи – подлинное рождение венгерской оперы было еще впереди, и связано оно было с именем Ференца Эркеля. Свою первую оперу – «Мария Батори» – Эркель создал в 1840 году. Ее премьера прошла с большим успехом, и главным достоинством, которое отмечали критики, была национальная природа музыки.
В 1843 году композитор написал фортепианное сочинение «Лебединая песнь Ласло Хуньяди». Это стало подступом к созданию следующей оперы – «Ласло Хуньяди», поставленной в 1844 году и имевшей большой успех. Критики отмечали, что композитор «поднял мелодии чардаша до уровня европейской музыки». В следующем году композитор переработал оперу, добавив некоторые арии, а также увертюру. Эта увертюра нередко исполнялась отдельно, в том числе под управлением Ференца Листа.
В том же году, когда был написан «Ласло Хуньяди», Эркель стал победителем конкурса на создание венгерского национального гимна.
Будучи занятым человеком, Эркель, тем не менее находил время для своего увлечения – игры в шахматы. В 1842-1845 годах он участвовал в матче по переписке между Парижем и Пештом (с коллективным обсуждением ходов). Венгры одержали победу со счетом 2:0.
К удивлению публики, после грандиозного успеха «Ласло Хуньяди» Эркель создавал лишь небольшие пьесы. Так продолжалось до 1860 года, и вот наконец была написана новая опера – «Банк-бан», сюжет которой тоже был связан с историей Венгрии. Успех оперы, поставленной в 1861 году, был поистине грандиозным. В честь автора устраивались торжества, которые напоминали политические демонстрации – настолько очевидной была национальная природа музыки. Триумф композитора омрачался нападками в прессе. В чем только не обвиняли композитора: в «семейственности» (имелась в виду работа его сыновей в оркестре театра, где отец время от времени поручал им обязанности капельмейстеров), и в нежелании ставить оперы Рихарда Вагнера (при этом утверждалось, что Эркель боится конкуренции, хотя он неоднократно дирижировал вагнеровскими сочинениями в концертах).
Новая опера Эркеля – «Шарольта», созданная в 1862 году – разочаровала публику. В последующих сочинениях – «Дьёрдь Дожа» (1867), «Дьёрдь Бранкович» (1874), «Безымянные герои» (1880), «Король Иштван» (1884) Эркелю тоже не удалось подняться до высот двух предыдущих его творений, которые публика по-прежнему ценила. В 1888 году, когда в Будапеште торжественно отмечалось пятидесятилетие дирижерской деятельности Эркеля, в честь юбилея была поставлена опера «Ласло Хуньяди» под управлением самого композитора. Через два года Эркель отметил свое восьмидесятилетие последним сценическим выступлением в качестве пианиста – он исполнил Концерт ре минор для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта.
Ференц Эркель ушел из жизни в 1893 году.
Написанный Эркелем гимн («Господь, благослови венгров!») и ныне является гимном Венгрии. В 1952 году власти предприняли попытку ввести новый – коммунистический гимн. Предложение написать музыку получил Золтан Кодай, но композитор отказался, заявив, что новый гимн Венгрии не нужен: «Нам и старый подходит» – заявил он, и с тех пор вопрос об отказе от сочинения Эркеля не поднимался.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев