Сюита № 3 для фортепиано в 4 руки скерцо

Если музей как место хранения и экспонирования предметов искусства воспринимать исключительно в идеальном плане, то никаких открытий ждать не придётся. В самом деле, можно ли надеяться на встречу с чем-то ещё совсем неизвестным, если каждый предмет коллекции атрибутирован, корректно записан в учётные документы, всесторонне исследован, а его история полностью прослежена на всех этапах бытования вплоть до момента создания? Ответ на этот риторический вопрос, разумеется, должен быть отрицательным. К счастью, реальность опровергает подобные идеальные схемы.

В музейном обиходе распространён афоризм: «Мы совершаем открытие всякий раз, как только открываем папку с материалом». Если говорить о рукописных документах, с которыми автор колонки работает по преимуществу, то в подавляющем большинстве они настолько сложны, что каждое обращение к ним непременно будет открывать нечто новое. Особенно ценно, если исследователь имеет возможность работать с одним и тем же документом на протяжении длительного времени. Тогда при каждом новом обращении его восприятие, обогащённое новым опытом, будет всё более осмысленным. Это удивительное ощущение, когда удаётся прочитать ранее неразобранные надписи, установить, что означает тот или иной номер, понять, почему использованы именно эти чернила или именно эта бумага, осознать, чем вызван тот или иной характер почерка, а также с чем связаны другие детали оформления рукописи. Наряду с этими важными уточнениями иногда удаётся выяснить конкретное содержание ранее «неопознанной» рукописи, а иногда и его подлинного автора. Надо ли говорить, насколько значительными являются подобные результаты! В истории искусства появляется ещё одно наименование, а творческое наследие известного автора пополняется ещё одной работой, о которой ранее никто не подозревал. Удивительно, что подобные открытия происходят и в наши дни, причём в рукописных материалах, неоднократно описанных и аннотированных предыдущими поколениями музейных работников и исследователей. Мне посчастливилось быть причастным к нескольким подобным открытиям, о каждом из которых мы поговорим подробно в отдельной колонке.

Мой цикл авторских экскурсий и лекций «Новое о П. И. Чайковском», встречи, в рамках которого ежемесячно проходят в Музее «П. И. Чайковский и Москва», знакомит с результатами новейших исследований жизни и творчества композитора. Многие из них были получены в результате моей работы с манускриптами Чайковского, хранящимися в Музее музыки. Это и недавно выявленные документы, и рукописи, содержание которых удалось определить всего несколько лет назад, и совершенно неизвестные материалы, атрибутированные мной на основании многолетнего изучения рукописей композитора. Рассказывая о собственной работе и трудах своих коллег-чайковистов, я вновь переживаю радость открытия нового, чем спешу поделиться с посетителями встреч моего цикла.

Каждая экскурсия или лекция посвящена избранной теме и сопровождается показом подлинных документов Чайковского из фондов Музея музыки.

В феврале 2019 года цикл «Новое о Чайковском» возобновляется.

Следите за анонсами на сайте Glinka.museum и в официальных аккаунтах Музея.

 

FB: @musicmuseum.ru

ВК: https: //vk.com/musicmusem_ru

Instagram: @musicmuseum_ru

OK: okl.lt/ivxwJ