II Петербургский музыкальный фестиваль имени С. К. Горковенко завершился на берегах Невы
Выдающийся российский дирижер Станислав Горковенко – гордость и слава музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Проведение фестиваля его имени — дань уважения великому человеку и подвижнику культуры северной столицы. В этом году фестиваль был посвящен знаменательной дате – 85-летию со дня рождения маэстро. Особый акцент был сделан на исполнении музыки современных композиторов, в том числе малоизвестных партитур отечественных и зарубежных композиторов.
Две музыкальные версии легенды о Фаусте и Мефистофеле, семейный концерт для детей и взрослых (российская премьера симфонической сказки «Карнавал динозавров» австралийского композитора и дирижера Тома Вудса), культовую историю летчика-героя Алексея Маресьева предложил вниманию слушателей Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Антона Лубченко.
Опера Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» прозвучала на закрытии фестиваля в четвертый раз за всю 75-летнюю историю создания этой музыки. При жизни композитора она прозвучала единственный раз на закрытом показе в Кировском (Мариинском) театре в Ленинграде. Спустя десять лет после кончины Прокофьева произведение пытались восстановить в Большом театре. Но попытки так и остались безуспешными. И только в минувшем столетии опальное детище Прокофьева наконец-то реабилитировали состоявшимся в 2002 году в Мариинском театре концертным исполнением под управлением Валерия Гергиева. В 2015 году опера «Повесть о настоящем человеке» была представлена в сценическом варианте с учетом авторского замысла во Владивостоке силами труппы Приморского театра оперы и балета под руководством Антона Лубченко, который по рукописям восстановил авторскую редакцию партитуры.
«Я еще раз хочу поблагодарить маэстро Валерия Гергиева за очередную возможность представить эту оперу петербуржцам. Сегодня эта опера является крайне редкой гостьей на концертных площадках северной столицы»,
— подчеркнул Антон Лубченко, художественный руководитель Фестиваля Горковенко и Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга.
Мистикой и таинством было проникнуто открытие фестиваля. На сцене Белого зала Академической Капеллы Санкт-Петербурга прозвучали две версии старинной легенды о докторе Иоганне Фаусте: оратория Роберта Шумана «Сцены из “Фауста” Гёте» (фрагменты) и кантата Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».
У каждого художника непременно свой Фауст — эта максима европейской культуры стала смысловым стержнем уникального концерта. Образ Фауста связан с вечными темами: взаимосвязи познания и веры, добра и зла, пути постижения истины и смысла жизни. Многогранность и противоречивость души Фауста, сложность ее реакций на жизнь Шуман гениально воплотил в музыке своей оратории, где на первый плане отражены психологические мотивы исканий и сомнений романтического героя.
В исполнении фрагментов оратории приняли участие солисты Мариинского театра: Екатерина Гончарова (сопрано, Грэтхен) и Юрий Власов (бас, Злой дух), а также приглашенный баритон Кирилл Комаров (Фауст). Одной из драматических кульминаций стала Сцена в Соборе. Грэтхен и Злой дух. Угрызения совести, олицетворенные в образе Злого духа, томят душу Грэтхен: перед ее глазами проносятся чертоги ада и толпы грешников. Вокальный монолог героини передает отчаяние и страх. Екатерине Гончаровой удалось создать образ кроткой и смиренной Грэтхен, благодаря лучезарному и сияющему тембру голоса.
Кантата Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» захватывает своей напряженностью, прозорливостью и философской силой. Текст «Народной книги о Фаусте» привлек Шнитке истинной сутью рассказа о произошедшем событии. Фауст – человек свободного образа жизни, из любопытства и прелюбодеяний он готов заключить пакт с сатаной.
Ни одно событие в мире академической музыки 1980-х не вызвало такого ажиотажа, как первое исполнение кантаты в Советском Союзе. Партию Мефистофеля, написанную на эстрадное контральто, должна была петь Алла Пугачёва. В итоге певица отказалась от участия, что не помешало арии Мефистофеля в жанре инфернального танго превратиться в хит. В разные годы его пели Лариса Долина и Раиса Котова. Для петербургского концерта организаторы фестиваля им. С. Горковенко пригласили эстрадную певицу Екатерину Бачурину, долгое время сотрудничавшую с Аллой Пугачёвой в ансамбле бэк-вокала. Вторую ипостась Мефистофеля — сладкого обольстителя — Альфред Шнитке доверил контратенору. На эту партию был приглашен из Москвы обладатель редкого мужского голоса Вадим Волков. Другие сольные партии в кантате исполнили солисты Мариинского театра: Денис Закиров и Владимир Феляуэр. Демоническое и экспрессивное звучание Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением импульсивного Антона Лубченко добавило немало драйва и степени накала исполнению обоих произведений. Камерный хор «Петербургские серенады» и солисты также порадовали необычайной слаженностью и глубоким проникновением в материал исполненных произведений.
Антон Лубченко, художественный руководитель Фестиваля Горковенко и Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга:
«Музыка вообще само по себе искусство мистическое и загадочное. Исполнение кантаты «История доктора Иоганна Фауста» стало прелюдией к предстоящему юбилею – 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, а с другой стороны, приурочено к 40-летию создания самой партитуры. Музыка Шнитке по своей сути мистична почти вся. Неслучайно наше обращение к романтической музыке, далекого предшественника Альфреда Шнитке – Роберта Шумана и фрагментам его оратории «Сцены из Фауста». И здесь, прежде всего, заключена разница в самой подаче материала. «Фауст» у Шумана написан по трагедии И. В. Гете. Эта история философская и мистическая одновременно, но это еще и такая притча о любви — абсолютно романтический взгляд на Фауста, свойственный музыке Шумана. Фауст Шнитке подан гораздо более жёстче. Любовная история в кантате отсутствует вообще. Мефистофель у Шнитке представлен неким бесполым существом, разделенным на две ипостаси. К лирике Шнитке не прибегнул в своей кантате, зато сосредоточился на моральной стороне бытия, напоминая о том, что недопустимо предаваться воле дьявола и поклоняться темным силам — ни к чему хорошему эти поступки в итоге не приведут. Эта мораль выведена в финальном эпилоге с участием всех солистов и хора. Если сочинение Шумана – это размышления о любви, жизни и смерти, то творение Шнитке, на мой взгляд, это больше попытка заглянуть в бездну души – в потусторонний мир и показать на чаше весов взаимодействие добра и зла, как они могут сосуществовать в одном пространстве».
Фото предоставлены пресс-службой II Петербургского фестиваля им. С. Горковенко, Автор фото — Алексей Благодарящев
Пока нет комментариев