Редко теперь в Россию заезжают классные иностранные певцы. А тут –  знаменитость, записной Фальстаф или  Дулькамаре из «Любовного напитка», настоящий итальянец Амброджо Маэстри собственной персоной на сцене Мариинки-2 в  спектакле «Фальстаф»! А назавтра — на исторической  сцене Мариинского в концерте-церемонии премии  «Онегин»

 

Маэстри был приглашен  в жюри конкурса президентом премии Хиблой Герзмава,  и по договоренности с Гергиевым представил своего фирменного Фальстафа в питерском  спектакле. Было особенно любопытно это наблюдать, поскольку  довелось видеть-слышать его Фальстафа в одноименном  Зальцбургском спектакле 2013 года.

«Фальстаф». Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Маэстри – конечно,  маэстро. Абсолютная, даже иногда нарочитая артистическая свобода, гибкая, тщательно осмысленная, варьируемая интонация, отточенная техника вокала, умение распределить звучность и привести её к кульминационным точкам  без малейшего форсажа – все при нем. Как и собственная коллекция эффектных актерских заготовок, если хотите, штампов – а как же без них  после более четверти века пребывания на сцене, и с самого начала карьеры  в роли звезды! Что голос нынче — не будем лукавить — слегка потускнел, так это естественно, но сие компенсируется умениями, обаянием, мастерством и завидной элегантно-небрежной уверенностью с себе. В общем, природно-толстый, философически ироничный, непоколебимо жизнелюбивый Фальстаф хоть куда!

«Фальстаф». Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Питерский спектакль режиссёра Андрэа Де Роза 2018 года, в который гость ввелся без труда, в хорошем состоянии, хотя  сложная дурновкусно изукрашенная лампочками конструкция последнего акта остаётся маловразумительной. Но каст представления 29 ноября был отменным: Алиса — Татьяна Сержан с её редкой красоты голосом, живым естественным артистизмом и обаянием облика; Анна Кикнадзе – Квикли, колоритная, загадочно–значительная, полнозвучная;  Павел Янкаовский — Форд,  актерски и вокально замечательно убедительный со своей пикантной просьбой соблазнить собственную жену Алису, а потом  зверски яростный в ревности; молодая  пара Наннетта — Анна Денисова и Фентон Алексндра  Михайлова –сумевшие приправить  комедийное представление нежностью и пылкостью. И под стать всему Кристиан  Кнапп за пультом,  гибко, пружинисто ведущий классный оркестр Мариинки.

А следующим вечером публика исторического зала приветствовала торжественную церемонию и гала-концерт

«Фальстаф». Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Российской Национальной оперной премии «Онегин»,  практически созданной  её президентом  Хиблой Герзмава. Благодаря  прочным личным и творческим связям  Герзмавы с Валерием Гергиевым награждение лауреатов премии Онегин проходит  в намоленных стенах  старой Мариинки, что придает церемонии особую значительность.

Церемония и концерт  в двух отделениях продолжались уж очень долго — еще бы, 23 номинации! Явный перебор. Но зато заслуженно отмечены многие, преданные театру люди, кто трудится за кулисами, оставаясь без оваций и обожания публики.

Сцена была декорирована корректно, лаконичные видео практически о каждом из номинантов давали представление  кто они и как  выглядят-звучат на сцене. Сведения, правда, очень приблизительные, учитывая их краткость в пределах возможности восприятия целой программы;  да и не всегда убедительные.

«Фальстаф». Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Вишенками на торте концерта, естественно, стали  выступления Гирзмава и Маэстри. Вишенок было немало, примадонна и знаменитый гость не поскупились. Чародейка Настасья и  Адриана Лекуврер от Хиблы – особо действенно выразительным оказался дуэт Адрианы  с принцессой де Буйон — Гирзмава  и Юлия Маточкина; ну и , конечно, Маэстри —  шикарная ария-реклама Дулькамаре из «Любовного напитка»,  философский монолог Фальстафа, нечто вроде трагикомичного «Быть или не быть» и Граф из Трубадура в сцене-дуэте с Марией Лупаревой  — это от заезжего гостя. По нашим временам, щедро.

Золотой голос Хиблы Гирзмава сохраняет свои качества:  теплоту и объемность,  техническую отточенность и  полётность. (Рядом с ней очень странно воспринимать другую певицу как примадонну,  а между тем, такая номинация имеет место в списке лауреатских претензий премии «Онегин»).

«Фальстаф». Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Но нынешняя первая леди российской оперы – ещё и хороший организатор, а одновременно – дорогой брэнд, отлично работающий как на себя и оперную жизнь  в целом, так и на приемников старшего поколения — тех кто уже значимы, но ещё не звезды, и тех —  это, наверное самое важное – кто  только расправляет крылья. Здесь большая ответственность — не ошибиться: не захвалить и не подстрелить крыло. А такая опасность всегда заложена в предлагаемые обстоятельства любого конкурса.