(1941–2014)
Евгений Васильевич Щербаков – одна из значительных фигур отечественного балета в ХХ столетии. Он был и танцовщиком, и балетмейстером, и педагогом.
Ранние годы Евгения Щербакова пришлись на Великую Отечественную войну – ведь он появился на свет в Ленинграде в год ее начала. Его отец – выходец из зажиточной семьи старообрядцев, выпускник Московского авиационного института – работал в аэропорту в Пулково. Мать преподавала в школе несколько предметов – французский язык, математику и физику. Происхождение свое она вынуждена была скрывать: уроженка станицы Лабинской (ныне город Лабинск в Краснодарском крае), она была представительницей казачьего рода, а отец ее руководил церковным хором – и это был хор такого уровня, что его слушал даже император Николай II.
Евгению было пятнадцать лет, когда он поступил в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой, наставником его был Румянцев. Завершив учебу в 1959 году, Щербаков стал артистом Театра им. Кирова.
На прославленной ленинградской сцене Евгений Васильевич исполнял сольные партии… Но какие именно? Роли в балетной классике в его репертуаре, конечно, тоже присутствовали – например, Ротбарт в «Лебедином озере», Жених в «Спящей красавице», Жан де Бриен в «Раймонде» – но в первую очередь танцовщик прославился как исполнитель сольных партий в балетах, созданных в ХХ столетии. Он выступал в заглавной роли в балете Арама Ильича Хачатуряна «Спартак», в роли Бога в балете «Сотворение мира», созданного композитором Андреем Павловичем Петровым и балетмейстерами Наталией Дмитриевной Касаткиной и Владимиром Юдичем Василёвым. Он исполнял партию Ферхада в «Легенде о любви» Арифа Меликова, Али-Батыра в «Шурале» Фарида Загидулловича Яруллина, Остапа в «Тарасе Бульбе» Василия Павловича Соловьева-Седого, Данилы в «Каменном цветке» Сергея Сергеевича Прокофьева, Платова в «Левше» Бориса Александровича Александрова, Юноши в «Ленинградской симфонии» на музыку Симфонии № 7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Среди его партнерш – Ольга Николаевна Моисеева, Нинель Александровна Кургапкина, Ирина Александровна Колпакова.
Не только на балетной сцене проявился талант Евгения Щербакова – он был еще и киноактером. Правда, в карьере его была всего лишь одна кинороль – но зато в каком фильме! Кинокартину «Синяя птица» – экранизацию сказочно-философской пьесы Мориса Метерлинка – ставят в один ряд с космической программой «Союз-Аполлон» – подобно ей, фильм стал знаком потепления (хотя и недолгого) в советско-американских отношениях. Это был единственный за всю историю существования СССР фильм, созданный совместно советскими и американскими кинематографистами. Вышел он в 1976 году, став предпоследним творением известного американского кинорежиссера Джорджа Кьюкора – создателя «Моей прекрасной леди», «Ребра Адама» и других фильмов, вошедших в золотой фонд Голливуда. Впечатляет и перечень имен актеров – и западных, и отечественных: Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Маргарита Борисовна Терехова, Георгий Михайлович Вицин… Роли оживших стихий – Воды и Огня – содержали хореографический элемент, и исполнять их должны были артисты балета. Первоначально предполагалось, что это будут Майя Михайловна Плисецкая и Александр Борисович Годунов. Почему они в конечном итоге не приняли участия в создании кинокартины, точно не известно: по одним источникам, это было связано с тем, что советское руководство не доверяло балетным «звездам первой величины» после недавней эмиграции Михаила Николаевича Барышникова (как известно, в отношении Годунова такое недоверие оказалось обоснованным – во время американских гастролей он стал «невозвращенцем»), по другим – артисты сами отказались от участия в фильме, поскольку хореографические сцены были сокращены. Но, так или иначе, роль Воды сыграла солистка Кировского театра Валентина Михайловна Ганибалова, а образ Огня воплотил Щербаков. Остается только догадываться, каким был бы Огонь в исполнении Годунова, но Евгений Васильевич воплотил этот образ великолепно – совершенством своего исполнения он вызвал восхищение у самой Элизабет Тейлор.
В 1980 году Щербаков окончил Ленинградскую консерваторию как хореограф. Вскоре после этого он завершил сценическую карьеру. В качестве балетмейстера он некоторое время работал в Перми, в 1982 году стал главным балетмейстером Башкирского театра оперы и балета (в этом театре им был поставлен, в частности, балет «Тиль Уленшпигель»). В Ленинград Щербаков возвратился в 1988 году и стал педагогом-репетиром в театре Бориса Яковлевича Эйфмана. С 1992 года Евгений Васильевич преподавал в Хореографическом училище им. Вагановой (с 1995 года – в должности доцента). Некоторое время он работал в Норвегии – в Бергене.
Евгений Щербаков ушел из жизни в 2014 году.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев