Шолохов и оперетта… на первый взгляд это сочетание может показаться немыслимым, ведь в произведениях писателя столько драматических и даже трагических мотивов, присущих эпохе XX века. И все же Михаил Александрович не всегда был серьезен – ведь столкновение старого и нового не всегда порождает трагедии, да и трагедий иногда можно избежать, если вовремя рассмеяться! Яркое тому подтверждение – рассказ «О Колчаке, крапиве и прочем», написанный в 1926 г. и ставший почти полвека спустя основой оперетты Евгения Птичкина «Бабий бунт».
Рассказ Шолохова развивает мотив «столкновения старого и нового», что неизбежно в эпоху перемен. Уже не один год существует в стране Советская власть, но казаки в донских станицах все еще предпочитают жить по старым порядкам. Веками считалось, что мужчина – глава семьи, что жена должна ему безропотно подчиняться, а если что – не грех на нее и руку поднять: «Баба как лошадь: не бьешь – не везет», и вообще – «баба моя, что хочу, то и делаю». И вот этому многовековому размеренному жизненному укладу приходит конец: в родную станицу приезжает Настя, которая прежде «жила на шахтах». Хлеборобу Федоту, прозванному за внешнее сходство Колчаком, и другим мужчинам она сразу не понравилась («Баба, а почему вдруг стриженая?»), а главное – принялась «организацию промеж баб заколачивать». Под влиянием Насти женщины поверили в свое равноправие и не захотели больше терпеть побои от мужей, организовали свою женскую артель и ушли за Дон. Пришлось казакам обходиться без жен, самим заниматься домашним хозяйством – только ничего хорошего из этого не вышло, да и женщины по своим мужьям затосковали. Заканчивается все примирением и счастливым воссоединением: «Без тебя, как без Дона, не могу ни дышать и ни жить!»
Идея создания оперетты по рассказу Шолохова принадлежала Кириллу Владимировичу Васильеву, главному режиссеру Ростовского театра музыкальной комедии. Он же написал либретто в соавторстве с поэтом Михаилом Спартаковичем Пляцковским, музыку создал Евгений Николаевич Птичкин. Мелодии оперетты – то напевные, то озорные, насыщенные интонациями частушек, казачьего фольклора, а в некоторых моментах даже цыганских песен, идеально соответствовали духу произведения Шолохова с его своеобразной лексикой, яркими картинами казачьего быта и искрометным юмором. Премьеру, запланированную на 1975 г., планировалось приурочить к семидесятилетнему юбилею Шолохова, и воспрепятствовать ей могло только одно обстоятельство – позиция самого Михаила Александровича. Писатель был очень требователен и даже придирчив к тому, что касалось театрального воплощения его произведений, что же касается оперетты, то он этот жанр вообще не жаловал. Никто не удивился бы, если б Шолохов не дал согласия на постановку, однако он отнесся к идее на удивление благосклонно, только поставил условие: первый спектакль должен состояться у него на родине – в станице Вёшенской, и, если там оперетта будет иметь успех, то пусть она ставится в театре. К счастью для создателей «Бабьего бунта», земляки писателя восторженно приняли произведение – и их признание открыло оперетте путь на театральную сцену. Она была исполнена в 1975 г. в Ростовском театре музыкальной комедией, и на несколько десятилетий оперетта стала своеобразной «визитной карточкой» театра – и осталась таковой после его преобразования в Ростовский музыкальный театр. Но «Бабий бунт» недолго оставался в репертуаре одного театра: в 1977 г. он был поставлен в Волгограде, а со временем появился в постановках других театров – причем не только в нашей стране, но и в некоторых странах Восточной Европы. Оперетта и сегодня очаровывает публику своим искрометным юмором и зажигательными мелодиями, да и сюжет не утрачивает актуальности.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев