(1880–1959)

 

Эрнеста Блоха считают и швейцарским, и американским композитором, ведь в разные периоды жизни он жил и творил в обеих этих странах. Главная особенность его творчества – это претворение интонаций еврейской духовной музыки в академических жанрах в сочетании с музыкальным языком ХХ столетия.

Эрнест Блох появился на свет в Женеве в еврейском семействе. Искусству игры на скрипке он обучался с девятилетнего возраста, а чуть позже начал сочинять музыку. К четырнадцати годам Эрнест достиг таких успехов, что его первый наставник рекомендовал ему учиться в Женевской консерватории. В этом учебном заведении Блох обучался игре на скрипке у Луи Рея и теории музыки и композиции у Эмиля Жака-Далькроза. Два года спустя Блох – несмотря на недовольство родителей – отправился в Брюссель, где брал уроки у выдающегося скрипача-виртуоза Эжена Изаи. Одновременно он постигал искусство композиции под руководством Франсуа Расса, но не был удовлетворен его уроками и в 1899 году отправился в Германию, во Франкфурт-на-Майне, где стал учеником Ивана Кнорра, а по прошествии двух лет перебрался в Мюнхен, где брал уроки у другого немецкого композитора – Людвига Тюйе.

После завершения учебы Эрнест Блох отправился в Париж, где общался с Клодом Дебюсси, а его композиторский дебют состоялся в 1903 году в Базеле, на швейцарско-немецком музыкальном фестивале. Сказать, что представленные им произведения произвели фурор – значит, ничего не сказать: критики требовали «запереть и посадить на хлеб и воду» этого «молодого выскочку», оскорбляющего публику своей «дикой» диссонирующей музыкой.

В том же году Блох завершил «Макбета» – свою первую оперу (ее либретто по одноименной трагедии Уильяма Шекспира было написано Эдмоном Флегом). В ней проявилось влияние одновременно двух композиторов – Рихарда Штрауса и Клода Дебюсси. Над этим произведением композитор работал на протяжении пяти лет, но еще дольше пришлось ждать его исполнения. Премьера «Макбета» состоялась лишь в 1910 году в парижском театре «Опера-комик», однако особого успеха автору не принесла и сошла со сцены после пятнадцати спектаклей. В последующие годы его «Макбет» не ставился больше нигде (вплоть до постановки в 1938 году в Неаполе).

Неудача вынудила Блоха возвратиться в Женеву. Не сумев найти работу в качестве музыканта, он вынужден был трудиться несколько лет в родительском бизнесе, но в 1909-1910 годах он работал в качестве дирижера в Лозанне, а затем в течение пяти лет наставлял студентов Женевской консерватории в искусстве композиции.

В 1916 году Блох возглавил оркестр, сопровождавший хореографическую труппу Мод Аллан (кроме самой танцовщицы труппа включала еще шесть исполнителей). В составе этого исполнительского коллектива он отправился на гастроли в США, и по завершении тура Блох остался в этой стране. В 1916 году квартет Флонзале (ансамбль, основанный в Швейцарии и продолживший сценический путь за океаном) с большим успехом исполнил в Нью-Йорке его Струнный квартет № 1. В следующем году в трех городах прозвучало его симфоническое произведение «Три еврейские поэмы» (в Филадельфии дирижировал Леопольд Стоковский, в Нью-Йорке – Артур Бодански, а в Бостоне – Карл Мук).

В 1917 году Блох возвратился в Швейцарию, но ненадолго – дальнейшая жизнь композитора была связана с США, где его известность росла стремительно, в основном популярностью пользовалась его симфоническая музыка. В том же году была написана симфония с хором «Америка», которую Блох посвятил памяти двух выдающихся американцев – Авраама Линкольна и Уолта Уитмена. Но главным направлением его творчества оставалась еврейская тематика. В те годы она воплотилась в таких сочинениях, как «Израиль» (программная симфония с пением), рапсодия «Шеломо» («Соломон») для виолончели с оркестром. В последующие годы композитор создал скрипичную «Еврейскую сюиту», «Баал Шем» (автор определил это произведение как «картины из жизни хасидов»), поэму «Глас вопиющего в пустыне» и синагогальную службу для хора с оркестром «Аводат Хакодеш».

Из интереса Блоха к богослужебной еврейской музыке не следует делать вывода, что он был ортодоксальным иудеем. Сам композитор утверждал, что не является ни верующим, ни атеистом, но у него вызывал восхищение Иисус Христос – как человек, который жил согласно тем принципам, которые проповедовал.

С 1920 года по 1925 Блох занимал должность директора Кливлендского музыкального института, последующие пять лет преподавал в консерватории в Сан-Франциско. С 1930 года он вновь жил в Европе, но в 1939 году возвратился в США.

С 1940-х годов национальный колорит в музыке Эрнеста Блоха отошел на второй план. В некоторых сочинениях – например, Concerto grosso № 2– проявляются черты неоклассицизма.

Эрнест Блох ушел из жизни в 1959 году. Осталась незавершенной его вторая опера – «Иезавель».

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.